Раздел 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1.4. Теории международной торговли
Меркантилизм - экономическое учение периода становления капитализма в XV-XVII вв. Его сторонники отстаивали полную эксплуатацию природных ресурсов, содействия экспорта и ограничения импорта. Меркантилисты считали, что важно владеть золотом и другими валютными металлами. Страны, которым их не хватало, должны получать золото благодаря торговле. Богатство наций, согласно этой концепции, непосредственно связывалось с торговым балансом. Меркантилизм на практике означал, что международная торговля контролировалась компаниями, которые имели правительственную поддержку, вводились высокие тарифы и начинались торговые войны.
Позже сторонники фритредерства (свободной торговли) - направления в экономической теории и политике промышленных кругов - доказали ошибочность взглядов меркантилистов. Шотландский философ, экономист и историк Д. Хьюм (1711-1776) в 1752 г. развенчал концепцию меркантилистов, доказав, что резервы банковских металлов страны преимущественно определяются объемом ее экономики и ее потребностью в деньгах как средстве платежа. Основные принципы фритредерства - требование свободной торговли и конкуренции, невмешательства государства в экономическую жизнь страны и отмена покровительственной пошлины.
Меркантилизм - это не какое-то четкое экономическое учение, а совокупность взглядов и мнений по проблемам международной торговли.
Теория абсолютных преимуществ. Ее автор - шотландский экономист А. Смит (1723-1790), которого считают основателем современного "экономикс". Согласно теории абсолютных преимуществ стране целесообразно импортировать те товары, затраты на производство которых в этой стране больше, чем в зарубежных странах. Соответственно следует экспортировать те товары, затраты на производство которых ниже, чем в зарубежных странах. В отличие от меркантилистов А. Смит выступал за свободу конкуренции как внутри страны, так и на мировом рынке, поддерживал принцип невмешательства государства в экономику (laissez faire), выдвинутый французской экономической школой физиократов.
Теория абсолютных преимуществ оставила без ответа вопрос: "А что делать тем странам, в которых нет товаров, которые имеют абсолютные преимущества перед товарами других стран?"
Теория относительных преимуществ английского экономиста Д. Рикардо, утверждает, что в международной торговле целесообразно участвовать всем странам. В соответствии с этой теорией стране выгодно импортировать тот товар, относительные затраты на производство которого в ней превышают затраты на экспортируемый товар. Иначе говоря, если какая-то страна имеет преимущества над другими странами по ряду товаров, то ей целесообразно сосредоточиться на производстве и международной торговле тех из них, относительно которых ее преимущества являются наиболее весомыми. Теория относительных преимуществ является теоретической основой международной специализации. Итак, международная торговля выгодна всем странам - участницам, правда, выгоды стран не одинаковы, кто их имеет больше, а кто - то-меньше.
Теорию факторов производства разработали в начале 30-х годов XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин. Объектом анализа были труд и капитал. Если объем определенных факторов производства в стране больше, тем они дешевле. И наоборот, факторы дороже, если их объем меньше. Из теории следует, что стране следует экспортировать те товары, которые обеспечены дешевыми факторами, а импортировать товары, э результатом дорогих для нее факторов.
Природу международной торговли исследовали также американский экономист российского происхождения В. Леонтьев ("парадокс Леонтьева"), американский экономист М. Портер (теория конкурентных преимуществ) и др.
Суть "парадокса Леонтьева": относительный избыток капитала в США не сказывался на их внешней торговли - США экспортировали более трудоемкую и менее капиталоемкую сравнению с импортированной продукции. Согласно концепции В. Леонтьева, в производственном процессе участвуют четыре фактора: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Наличие избытка высококвалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, изготовленных ею.
Рассмотренные теории являются классическими. В рамках науки о международной экономике разрабатываются и так называемые альтернативные теории и концепции международной торговли. Среди новейших теорий международной торговли можно выделить три группы:
- теории, которые развивают положения классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства;
- теории, которые изучают те аспекты международной торговли, которые остались вне поля зрения классических теорий;
теории, которые полностью отвергают классические теории, объявляя их устаревшими. Рассмотрим отдельные из них.
Концепция реверса факторов производства отмечает, что определенный товар является одновременно капиталонасичени в капиталонасичени стране и трудоемким в трудоизбыточных стране. Это означает, что при наличии в отдельной стране спроса на определенный товар она может импортировать его из других стран даже несмотря на то, что соответствующие факторы производства в этой стране лучше, чем у ее партнеров.
Концепция внутриотраслевой международной торговли объясняет международную торговлю приверженностью потребителей к определенным товарам и соответствием внутреннего и зарубежного спроса (overlapping demand). Другими словами, стране выгоднее экспортировать товары, в производстве и торговле которыми она накопила опыт на внутреннем рынке. Насыщение внутреннего рынка является предпосылкой успешного экспорта.
Концепция Столпера - Самуэльсона. Международная торговля приводит к повышению доходов владельцев фактора, который интенсивно используется для производства товара, цена на который растет, и снижению доходов владельцев фактора, который интенсивно используется для производства товара, цена на который уменьшается.
Теория специфических факторов производства (П. Самуэльсон и Р. Джон) исходит из того, что определенные факторы присущи отдельной отрасли и не могут перемещаться между отраслями. Международную торговлю предопределяет различие относительных цен на товары, которая возникает из-за неодинаковой обеспеченности стран специфическими факторами производства. Международную торговлю движет то, что специфические для экспортного сектора факторы развиваются, а факторы, присущие сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются. В результате торговли увеличиваются доходы владельцев специфического для экспортных отраслей фактора и сокращаются доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующих с импортом.
Концепция Т. Рыбчинского. Увеличение предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товаров, произведенных с интенсивным использованием этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров.
Теория М. Портера утверждает, что на международном рынке конкурируют не страны, а фирмы и успех на нем зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.