История
Учебники по истории
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII СТ.)

Украинские земли в древнейшую эпоху

Развитие В Киевской Руси. Феодальная раздробленность

 

Наивысшего могущества и развития Киевская Русь достигла при правлении князей Владимира Великого (978-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Владимир значительно расширил границы государства, присоединив Красную Русь, захватил часть литовских земель, Закарпатье, овладел Корсунем в Крыму.

Владимир реформировал местное управления, укрепил центральную власть и влияние своей династии. Государство разделялось на земле-уделы, центрами которых были крупные города (Новгород, Полоцк, Муром и др.). По форме государственного правления Киевская Русь была монархией. Вся полнота исполнительной, законодательной, судебной и военной власти сосредотачивается в руках великого князя. Значительную роль в политической системе государства играла княжеская жена (регулярное войско). Вообще вооруженные силы состояли из трех основных частей: 1) великокняжеской дружины и дружины местных князей; 2) народного ополчения (воев); 3) наемных отрядов. Жена была ядром войска, именно на нее опирался князь в совершении военных походов, сборе дани, с ней советовался относительно проведения политики. Боярская рада была необходимым элементом управления государством. Однако она не имела четко очерченного состава, компетенции. В жену князь мог включать не только представителей родовой знати, но и тех, кого считал полезным.

Назначение всех чиновников зависело только от князя и отвечали они тоже только перед ним. Существовала так называемая десятичная система управления (тысяцкий - соцкий - десяцький). Судебные функции выполняли княжеские тиуны и посадники. Низшие судебные чиновники назывались верующими, мечниками, отроками.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община. Она была коллективным собственником земель, действовала на началах круговой поруки, выполняя перед княжеской администрацией финансовые, полицейские и хозяйственные функции.

За Владимира исчезают племенные названия (поляне, северяне и др.) и появляются территориальные: киевляне, черниговцы. Это означало существенные изменения в структуре государства, свидетельствовало об интеграции этнических процессов.

Киевская Русь состояла из разнообразных элементов, племен со своей культурой и религией, поэтому Владимир ищет объединяющие факторы, особенно в идеологической сфере. Сначала он реформирует языческую религию, сводит ее к 6 богов, но затем обращается к христианства. Ему импонировала идея, которую уже воплотили в соседних государствах: единственный бог в едином государстве во главе с единым правителем. Выбор пал на христианство в православном варианте, поскольку оно было распространено в Византии - ближайшей соседке Руси, которую киевские князья в определенной степени пытались копировать. Очевидно, что Владимиру нравилось то, что эта церковь находится под контролем государства, проповедует тезис о том, что любая власть от Бога. В 988 г. Владимир охрещує Русь, за что его церковь потом объявляет равноапостольным святым. Князь назначил 1/10 (десятину) своих доходов на содержание церкви. Введением христианства Владимир преподнес международный авторитет Руси, способствовал распространению культуры во многих аспектах (архитектура, образование, мораль). В программе Владимира с крещения Руси можно выделить три направления: 1) строительство церквей; 2) образование; 3) благотворительность. Первая церковь - церковь св. Василия, заместителя Владимира - была возведена по его указу на холме, где раньше находился идол Перуна. Затем был построен более сложный по архитектуре собор - церковь Успения Богородицы в Киеве, так называемая Десятинная церковь, фундаменты которой сохранились до нашего времени.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Земля концентрировалась вокруг столицы - города. Все остальные города в земле считались только «пригородами », т.е. меньшими городами. Сельские районы были известны как волости. Этот термин, означающий «власть», использовался для обозначения сельского района том, что он управлялся столичным містом.

ЗАПОМНИ

Во времена Ярослава завершилось государственное строительство, окрепла структура государства, усилилась военная мощь. Русь получила письменное законодательство, достигла значительных успехов во внешней политике.

ЗАПОМНИ

Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно влияли на внутреннее развитие всей страны. Сосредоточение в одних руках великого водного пути от Черного до Балтийского моря способствовало значительному увеличению объемов международной торговли Руси и стимулировало экономическое единение всех древнерусских земель.

Большое внимание уделял Владимир укреплению рубежей своего государства, защиты ее от нападений врагов. По его указанию была создана сложная и разветвленная система оборонительных сооружений (змиевых валов), которая простиралась на 1000 км.

В междоусобной борьбе, которая началась после смерти Владимира, победителем вышел его сын Ярослав Мудрый. Он расширил свои владения на севере, основав на Чудском озере город Юрьев, в 1036 г. окончательно разгромил давних врагов Руси печенегов. В честь победы в Киеве был построен знаменитый Софийский собор, а при нем - первую библиотеку на Руси. С именем Ярослава связан расцвет древнерусского культуры. Летописец пишет, что Ярослав «часто читал книги днем и ночью». Книжные мастерские были открыты в крупнейших городах. Ярослав основал Киево-Печерскую лавру, митрополию в Киеве, стремясь освободиться от влияния Византии (1051 p.). Большое внимание уделял Ярослав развитии Киева - своей столицы. Киев становится соперником Константинополя, его население достигло около 50 тыс. Лондон достиг этой цифры лишь через 100 лет. В городе было 8 рынков, 400 церквей. Земляные валы вокруг города имели длину 3,5 км, высоту 14 м, а толщину - 30 м. На них стояли высокие дубовые стены. Главный въезд в город был через Золотые ворота.

Одним из главных достижений Ярослава, за что его, видимо, и прозвали Мудрым, стало возведение основных норм тогдашнего права в сборник законов «Русская правда». Ее нормы не предусматривали равенства перед законом различных слоев населения, а обеспечивавших привилегированное положение феодалов и их окружения.

Ярослава называли тестем Европы - он породнился со многими королевскими родами. Своего сына Всеволода он женил на дочери императора Византии Константина Мономаха; одна дочь - Анна вышла замуж за французского короля и даже некоторое время правила Францией; другая - за норвежского короля; его сестра была польской королевой и т.д. Все это свидетельствовало о высокий престиж Киевской Руси и большой авторитет самого Ярослава Мудрого.

Еще при жизни Ярослав Мудрый поделил государство между своими сыновьями, пытаясь избавиться от того раздора, который возникал ранее после смерти великого князя (так было после гибели Святослава и после смерти Владимира Великого). Сначала Ярославовичі жили в согласии, но вскоре начались междоусобицы. На съезде в Любече было решено, что каждый князь должен владеть только своей вотчиной, то есть землей, выделенной отцом, и не претендовать на земли других князей. Фактически это придавала законный характер раздробления Руси на отдельные наследственные княжества. Лишь на некоторое время Владимир Мономах (1113-1125 гг.) и его сын Мстислав (1125-1132 гг.) смогли приостановить этот процесс и восстановить единство Руси, но полностью помешать ему они не смогли.

Владимир Мономах был выдающимся фигурой на политической арене Киевской Руси в первой четверти XII вв. Его отец был любимым сыном Ярослава Мудрого, а мать - дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Неслучайно, что в это время растут именно те городские центры, которые находились на центральной экономической магистрали Руси: Киев, Новгород, Смоленск, Ладога, Переяслав.

С этими факторами связано и строительство в 1115 г. по указу Мономаха первого моста через Днепр.

Он продолжил традицию династических браков киевских князей с представителями европейских монархий. Сам он был женат на дочери английского короля, его сын - с дочерью шведского короля, одна из дочерей стала женой византийского императора, другая - венгерского короля.

Владимир Мономах разработал «Устав» - своеобразное дополнение к «Русской правды», где ограничил использование рабского труда и источники рабства.

Процесс феодальной раздробленности и собственно третий период истории Киевской Руси можно разделить на несколько этапов:

1) 1054-1132 гг. - вызревание элементов раздробленности, ослабление в целом великокняжеской власти;

2) 1132-1240 гг. - преимущества центробежной тенденции, переход к конфедеративного устройства государства и полицентризма;

3) 1240-1360 гг. - ослабление Руси, ведущая роль на украинских землях Галицко-Волынского княжества, постепенное захват этих земель иностранными государствами.

С 1132 г. по 1246 г. на киевском престоле побывало 26 князей.

Важной формой общерусского правления второй половины XI - начала XIII в. были снеми которые собирались в самые ответственные для страны периоды, обсуждали вопросы внутреннего мира, феодального правопорядка, организации обороны Руси. Инициаторами их созыва были, как правило, великие киевские князья, местом проведения - Киев город Киевской земли.

Практика этих съездов была начата в связи с необходимостью разработки древнерусского законодательства. В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого Изяслав, Святослав, Всеволод, бояре и представители высшего духовенства приняли в Вышгороде «Правду Ярославичей». Другой вопрос, который обсуждался на снемах - борьба с половцами, которая требовала объединения усилий многих княжеств. В период феодальной раздробленности Руси вопросы войны и мира перестали быть лишь атрибутом княжеской власти Киева. Теперь удельные князья могли объявлять войну и заключать мир с врагами Руси, не согласовывая свои действия с общими интересами страны и великим киевским князем.

На украинских землях образовались Киевское, Северское, Переяславское, Волынское и Галицкое княжества.