Украинские земли во времена энеолита. Трипольская культура
Во времена
энеолита (от греческого «енеос» - медь) люди уже начали пользоваться металлом - медью. Одновременно продолжали развиваться земледелие (теперь с использованием плуга, колеса и тягловой силы) и скотоводство, выделялись специализированные ремесла, начинался переход от матриархата к
патриархату (от греческого «патер» - отец, «архи» - власть).
Давньоземлеробська культура медно-каменного века -
трипольская развивалась на протяжении IV-III тыс. до н. э. Свое название она получила по месту первой характерной археологической находки у села Триполье Киевской области, исследованной Викентием Хвойкой в конце XIX ст. Сейчас известны сотни трипольских поселений в пределах Украины, Молдовы и Румынии.
В Украине выявлено более 1000 памятников трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: в Среднем Приднестровье и Надпрутті и Надбужже, в Приднепровье, в Покутских Карпатах (область, ограниченная Карпатами и реками Днестр и Черемош). На всей территории трипольской культуры населения времен энеолита составляло около 1 млн человек. Носители трипольской культуры принадлежали к средиземноморской расе, распространенной в Юго-Восточной Европе. Это были невысокие узколицые люди с тонкими чертами лица.
Трипольские поселки располагались на высоких ровных местах вблизи рек. Это были родовые или племенные поселения, которые насчитывали 10-100 жилищ, культовых и хозяйственных сооружений. Поселки застраивались по четкому плану: жилища сооружались несколькими рядами или концентрическими кругами вокруг площади с общественными зданиями-святилищами. Площадь жилищ составляла 30-150 м2. Пол выкладывалась на деревянном помосте из обожженных глиняных вальков и замазувалася сверху глиной. Стены сооружались на плетеном деревянном каркасе и тоже обмазывались глиной, снаружи и внутри раскрашивались вертикальными полосами красноватого, розоватого, золотисто-желтого, черного и белого цветов. Двускатная крыша укрывался соломенными или камышовыми снопами. Жилища имели маленькие округлые окошки. На входе было символическое изображение вечного дерева. Внутри могли быть одна, две или три комнаты. В комнатах были печь, лежанки, каменные плиты для растирания зерна, полки с разнообразным изысканно расписанной посудой (горшки, миски, чаши, сковородки), семейный алтарь-жертвенник, который имел вид крестообразного глиняной повышение, расписанного красками, на нем стоял культовый посуда и глиняные женские фигурки. Кроме домашних алтарей, трипольцы имели отдельные храмы, в которых проходили праздники, связанные с культами природы, умирает и возрождается. Иногда в храмах или рядом с ними, на площадях поселений находят жертвенные человеческие захоронения, что делались для увеличения плодородия земли, сохранения достатка, защиты от злых сил.
Вблизи сел Доброводы, Майданецкое и Тальянки (Черкасская область) найдено трипольские протогорода - крупнейшие на то время в Европе. Эти огромные поселения площадью до 400 га насчитывали около 2000 жилищ и 25-50 тысяч жителей. Много домов были двухэтажными.
Трипольское общество было конфедерацией племенных союзов, а гигантские протогорода - их столицами. Основу общественного устройства племен составляли сначала матриархальные, а впоследствии патриархальные родовые отношения. Основным звеном трипольского общества была семья. Семьи объединялись в роды, роды составляли племя, а группа племен - объединение, которое имело яркие этнокультурные черты. Наиболее самобытного и высокого уровня достигли трипольские племена, которые жили на Покутье, Приднестровье и Буковине - там, где возникла и откуда распространилась трипольская культура. Эти же племена дольше сохранили традиционные культурные элементы.
Трипольская культура была ведущей среди энеолитических племен Восточной Европы и ускорила развитие отстающих племен, населявших северную и северо-восточную Украину. Как самобытная этнокультурная общность она исчезла в результате смешения с другими народами и вторжения воинственных племен, пришедших с северо-запада и юго-востока. Очевидно, что прямыми предками украинцев трипольские племена не были, поскольку за четыре тысячелетия с населением территорий будущего господства славянства произошли очень серьезные этнические изменения, вызванные массовыми переселениями представителей различных этносов. Но есть научные основания признавать
автохтонность (местное происхождение) части населения будущей славянской государства, начиная от IV тыс. до н. э.