1-й семестр
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
1. Электрическое поле
Урок 4/4
Тема. Лабораторная работа № 1 «Исследование взаимодействия заряженных тел»
Цель урока: изучить характер взаимодействия одноименно и разноименно заряженных тел.
Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.
Оборудование: две воздушные шарики, шелковые нити, две эбонитовые и две стеклянные палочки, шерстяная тряпка, лист бумаги, графитовые опилки от простого карандаша, мелко нарезанная бумага, штатив с муфтами и лапками.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
1. Привяжите шелковые нити в стеклянной и ебонітової палочек и закрепите нити в лапке штатива.
2. Зарядите обе эбонитовые палочки, потерев их об шерсть.
3. Медленно поднесите одну эбонитовую палочку к другой, что висит на нитке.
4. Запишите свои наблюдения.
5. Зарядите обе стеклянные палочки, потерев их о бумагу.
6. Медленно поднесите одну стеклянную палочку к другой, что висит на нитке.
7. Запишите свои наблюдения.
8. Медленно поднесите к стеклянной палочки, что висит на нитке, эбонитовую палочку.
9. Запишите свои наблюдения.
10. Надуйте два шарика и завяжите их нитками.
11. Наелектризуйте шарики и поднесите их к стене или потолку (см. рисунок).
12. Поднесите наэлектризованную шарик к мелко нарезанных листов бумаги.
13. Объясните явления, которые вы наблюдаете.
14. Проанализировав результаты эксперимента, сделайте выводы и запишите их в тетрадь для лабораторных работ.
Если после выполнения лабораторной работы у учеников останется несколько минут свободного времени, то им можно предложить выполнить несколько творческих заданий.
1. Из кусочков воздушного шарика надміть 2 небольшие шарики диаметром около 2 см.
2. Натрите их графитовыми опилками до металлического блеска.
3. Зарядите шарики одноименными зарядами и подвесьте за нитки на штативе в одной точке.
4. Визуально оцените угол, на который разошлись нитки.
5. Разрядите одну из шариков, прикоснувшись к ней рукой.
6. Объясните, почему шарики сначала соприкасаются, а затем снова расходятся.
7. Что можно сказать об изменении заряда каждого шарика?
8. Визуально оцените угол, на который разошлись нитки. Как изменился этот угол? Какой вывод вы можете сделать?
Домашнее задание
1. Подр.: § 3.
2. Сб.:
рів1 - № 2.14; 2.15; 2.157; 2.21; 2.22.
рів2 - № 2.23; 2.24; 2.25; 2.265, 2.32.
рів3 - № 2.55, 2.57; 2.59; 2.60; 2.62.