СИНТАКСИС. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ
УРОК № 4
Тема. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах
Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи, ознакомить с понятием цитата, научить правильно вводить цитаты в высказывания и расставлять знаки препинания; развивать умение отличать цитаты от слов автора, добиваться правильного интонирования, использования цитат в высказываниях; воспитывать культуру речи и общую культуру.
Оборудование: учебник, словарь, книга афоризмов, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Слово — одно из величайших орудий человека.
А. Кони
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)
2. Беседа с учащимися.
1) Какие существуют способы передачи чужой речи?
2) Что называется косвенной речью?
3) Из каких частей состоят предложения с косвенной речью?
4) Какие существуют правила замены прямой речи косвенной?
5) Что такое косвенный вопрос? Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса?
3. Анализ языковых явлений (можно использовать эпиграф).
• Прочитайте предложения; укажите, в каком из них изречение А. Кони передается полностью, а в каком включается в авторскую речь частично.
1) А. Кони очень бережно относился к слову. Он писал: «Слово — одно из величайших орудий человека».
2) А. Кони очень бережно относился к слову. Он называл его «одним из величайших орудий человека».
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Цитаты — это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. «Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием»,— указывал К. С. Станиславский.
Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы. К. Д. Ушинский справедливо писал, что «воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, мы непременно будем иметь слабые мускулы и слабую волю».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. К. Д. Ушинский справедливо писал, что «воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности...».
Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся. Анна Ахматова вспоминает:
О, это был прохладный день
В чудесном городе Петровом!
Лежал закат костром багровым,
И медленно густела тень.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Лингвистическое реконструирование.
• Запишите предложения, поместив слова автора в середину прямой речи.
1) «Справедливый к себе относится строго, к другим — снисходительно»,— отмечает японская пословица.
2) Ф. М. Достоевский пишет: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой».
3) Пословица гласит: «Кто за счастье борется, к тому оно и клонится».
4) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— советует И. С. Тургенев.
3. Индивидуальная работа.
• Введите в высказывания слова автора, используя различные способы цитирования; выполните синтаксический разбор одного предложения.
1) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)
2) Подчинение правде, независимо от личных интересов и желаний,— в этом вся честность, вся нравственность. (Н. Огарев)
3) Правда — это общая совесть людей. (М. Пришвин)
4) Не мудрено, что у такого хозяина, как Манилов, довольно пусто в кладовой. (Н. Гоголь)
4. Творческая работа.
• Составьте предложения, в которые входили бы следующие цитаты:
1) Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
(А. Пушкин)
2) «Нет сомнений, что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением».
(И. Тургенев)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Что называется цитатой?
2) Какие вы знаете способы цитирования?
3) Как цитируется стихотворный текст?
Вывод. Цитаты — это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора (прямая речь) или вводиться в авторскую речь как часть предложения и тоже выделяться кавычками. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Если цитируется стихотворный текст, в котором сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. С помощью энциклопедии афоризмов, процитировать 5 высказываний о языке, о литературе, об искусстве, о музыке, используя различные способы цитирования.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.