Урок 5
О чем говорит музыка
Цель урока: учить учащихся определять содержание и характер музыкальных произведений, знакомить со средствами музыкальной выразительности. Дать понятие «оркестр». Развивать певческие навыки, творческое воображение, артистические способности. Вызвать у школьников потребность в общении с музыкой.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют отдельные средства музыкальной выразительности, воспроизводят пульс музыки, различают звучание оркестра и отдельных музыкальных инструментов, выразительно поют, ритмично двигаются под музыку.
Оборудование:
Тип урока: урок углубления темы, усвоение новых знаний.
Доминанты урока:
- средства музыкальной выразительности;
- варианты исполнения музыкальных произведений;
- образ музыки.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку_____,
количество присутствующих на уроке_____,
отсутствующих_____.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под песню М. Шутя «До школы».
2.2. Музыкальное поздравление. Распевки. Поспівка «Первый класс» (муз. Д. Кабалевского).
2.3. Упражнение «Музыкальное эхо» (муз. М. Андреевой).
2.4. Исполнение изученных песен.
2.5. Беседа с учащимися по теме урока.
2.6. Слушание пьес «Смелый всадник» Р. Шумана и «Кавалерийская» Д. Кабалевского.
2.7. Обобщение материала урока.
2.8. Выход из класса под звучание пьесы «Смелый наездник» Р. Шумана или «Кавалерийской» Д. Кабалевского (или на усмотрение учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Музыкальное поздравление.
3.2. Распевки.
3.3. Повторение материала предыдущего урока.
3.4. Выполнение в движении изученных песен.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа. Музыка - удивительный рассказчик. Но рассказывает она не словами, а музыкальными звуками. Мы учимся понимать язык музыки, чтобы стать настоящими слушателями и ценителями музыки.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Упражнение «Музыкальное эхо» (муз. М. Андреевой).
Ученики повторяют музыкальные фразы за учителем, как «луна».
5.2. Беседа с учащимися по теме урока.
5.3. Слушание пьес «Смелый всадник» Р. Шумана и «Кавалерийская» Д. Кабалевского.
Совет учителю.
Обязательно показать ученикам портреты Г. Шумана и Д. Кабалевского, чтобы они запомнили и узнавали композиторов при использовании игры «Музыкальное лото».
- Определение особенностей музыки.
- Средства музыкальной выразительности.
- Похожий образ музыки.
- Варианты исполнения.
5.4. Ритмические упражнения. Воспроизведение пульса музыки.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛУНА
Поспівка
Стихи и музыка М. Андреевой
Луна,_______________________ Луна,
отзовись!______________ отзовись!
Пения ты___________________ пения ты
научись!__________________ научись!
Слух ты____________________ Слух ты
развивай,_________________ развивай,
звуки все_________________ звуки все
ты пой___________________ты пой.
6. Обобщение и закрепление знаний
- О чем рассказала музыка на уроке?
- Чем понравились ученикам музыкальные произведения, звучавшие на уроке?
- По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Музыка рассказывает обо всем на свете. Средства музыкальной выразительности помогают передать ее эмоционально-образное содержание.
8. Домашнее задание
Слушать музыку.