7 КЛАСС
АФРИКА
ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА, ЭЛЕМЕНТЫ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ МАТЕРИКА
Цель: познакомить учащихся с историей открытия Африки, географическим положением материка, его влиянием на разнообразие природы; систематизировать знания учащихся о основные этапы исследования материка; формировать представление целостной картины природы Африки; развивать навыки самостоятельной работы с картой, учебником, справочной литературой, составление характеристики географического положения материка - информационной компетенции; развивать умение составлять аннотации на книгу, закрепить практические навыки самостоятельного определения географических координат, измерение расстояний на карте с масштабом и географической сеткой; развивать творческий подход к изучению географии.
Оборудование: физическая карта Африки, глобус, атлас, учебник; книжная выставка «Африка - неизлечимая страсть», художественная литература про Африку, алгоритм «Как найти книгу», представление «План изучения материка».
Тип урока: изучение нового материала.
Место проведения: школьная библиотека.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Объявляется тема, проверяется наличие необходимого оборудования.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Беседа за вопросами
- Какой самый большой природно-территориальный комплекс Земле?
- Смогло ли человечество изменить природу планеты?
- К чему это может привести?
- Как сохранить природу нашей планеты?
Вывод. Решение этой проблемы возможно только при условии знания общих закономерностей природы всей планеты и ее отдельных частей материков и океанов.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Учитель. Дети! Этот урок необычный. Проводим его в школьной библиотеке вместе с нашим библиотекарем.
Мечтаете ли вы о путешествиях? Сегодня мы начинаем изучать закономерности развития природы, населения и хозяйства материков мира. Наше путешествие проходит по дорогам Африки. Мы впервые знакомимся с планом физико-географической характеристики материка, его географическим положением. Кроме этого, закрепим ваше умение анализировать карты и диаграммы, составлять характеристики природных стран, работать с различными тематическими и комплексными картами. Мы будем опираться на те знания и умения, которых получили во время изучения темы «Основные географические закономерности». От того, как вы тщательно будете работать, зависит успех изучения других материков. В связи с этим больше внимания уделим усвоению типовых планов, отработке приемов работы с различными источниками знаний. Очень важно понять логику исследования географического объекта, причинно-следственные связи между элементами природы. После изучения этой темы вы будете свободно пользоваться различными источниками географических знаний (учебником, картами атласа, справочниками, художественной литературой и т.д.) анализировать и сопоставлять информацию, что позволит составлять характеристики любого материка, элементов его природы.
IV. Изучение нового материала
В библиотеку заходит доктор Айболит и обращается к ученикам:
Не ходите, дети, в Африку гулять:
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы.
Учитель. Вам с детства знаком этот герой. Или на самом деле все действительно так и кто первый об этом узнал, мы выясним во время урока.
Вопрос. Что вы знаете об Африке? (Ответы детей)
Ученик. Африку называют любимицей Солнца. Ее площадь - 30,3 млн. км2, население - около 800 млн. человек.
Про Африку можно говорить как о самой-самой. Здесь живут:
• самое большое животное на суше - африканский слон;
• самое высокое животное мира - жираф;
• чемпион по бегу среди животных - гепард;
• самая крупная птица на Земле - африканский страус;
• самая быстрая змея - африканская мамба.
Обратимся к плану изучения материка. Первая страница этого плана?
1. История открытия и исследования материка
Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая груша.
Н. Гумилев
Учитель. Эти замечательные строки - эпиграф к теме урока - принадлежат русскому поэту Николаю Гумилеву. Как вы думаете, где еще можно найти интересную информацию о любой материк? (Ученики предлагают источника.)
Библиотекарь. Дети! Несмотря на то, что в мире есть современные источники, такие, как Internet, книга всегда остается надежным источником знаний. Предлагаю вам обзор художественной литературы об Африке.
(Список рассматриваемой литературы прилагается.)
Вместе с учащимися класса подготовлена книжная выставка «Африка - неизлечимая страсть». Послушайте, как вы можете самостоятельно найти нужную книгу, стать опытным читателем.
Ученик. В нашей библиотеке замечательный помощник - предметный указатель. Например, если вам нужна географическая информация, то надо подойти к предметному показчика, где пронумерованы все тематические разделы, например, география - это номер 26. Этот номер поможет вам в поиске нужной книги. Вы ищете в библиотеке раздел под этим номером, потом ищете книгу, которая вам нужна по названию, темами, содержащимися в ней, за автором (или издательством), годом издания и городом, в котором оно было выдано.
1) Энциклопедия. География
Эта книга поможет вам войти в мир географии. Она состоит из тринадцати глав, в которых представлено представление о различные географические понятия. В конце книги читателю предлагается раздел современных атласов, словарь, географический и алфавитный указатели.
2) Справочник путешественника
В этой книге можно найти географическое положение страны, информацию о площади и населении, сведения о политическом устройстве, а также о достопримечательностях, традициях и обычаях народа и о правилах поведения при тех или иных обстоятельствах.
3) Городецкий В. В джунглях Африки
В книге (дневнике охотника) рассказывается о путешествиях в Африку. В. Городецкого - выдающегося архитектора, автора многих выдающихся сооружений, путешественника, которого знают и помнят не только в Киеве, в Украине, но и в Польше и Иране.
4) Скарлато Г. Увлекательная география
Георгий Петрович много лет преподавал географию и всегда основное внимание уделял интересным, малоизвестным и необычным фактам, на которые так богата эта наука. Открой книгу - и ты окунешься в мир тайн, загадок, путешествий и приключений.
5) Энциклопедия «Я познаю мир»
В этой энциклопедии можно много узнать о географии и живую природу. В ней помещен предметно-именной указатель, с помощью которого можно найти именно то, что вам нужно.
Учитель. Уважаемые путешественники! В поисках информации вы сможете воспользоваться этими справочниками.
Несколько учащихся получили опережающее домашнее задание, подготовили стихи поэта М. Гумилева об Африке.
(Рассказывая, дети будут ставить на карте флажки в месте расположения того объекта, о котором упоминается в стихе.)
Библиотекарь. Николай Гумилев - талантливый русский поэт начала XX века. В его душе соединились поэт, романтик, путешественник, литературный критик, офицер.
Свое первое путешествие в Африку он совершил в 1907 году тайком от отца на деньги, что сэкономил. Ночевал в трюме парохода, был даже арестован за попытку попасть зайцем на пароход. Через 3 года снова отправляется в Африку, а в 1913 году в составе научной экспедиции по поручению Академии наук посещает материк. Поэзия Гумилева об Африке свидетельствует о ту магическую силу, с которой она притягивала его к себе. Он назвал этот континент «Гигантской грушей», которая висит на дереве древней Евразии». Сборник стихов «Шатер», поэма «Лик», набросок «Африканский дневник» - его произведения про Африку. Особого внимания заслуживают стихи.
Ученик (читает стихотворение «Абиссиния»)
Между берегом буйного Красного моря
И суданским таинственным лесом видна,
Розметавшись среди четырех плоскогорий,
С отдыхающей львицею схожа страна.
Север - это болото без дна и без края,
Змеи черные подступьі к ним стерегут,
Их сестер-лихорадок зловещая стая,
Желтолицая, здесь обрела свой приют
А над ними насупились мрачные горн,
Вековая обитель разбоя, Тигрэ,
Где оскалени бездны, взъерошены боры
И вершины стоят в снеговом серебре.
Колдовсая страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметиш ли ястреба тьі?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь это паленой травьі...
Осторожней! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры ы гыжие львы.
Учитель. Чего только не увидел поэт во время абиссинских путешествий. В письмах, стихах он рассказывает об удивительных приключениях, рискованное охоты на львов, о переправе в корзинах через реку, которая кишит крокодилами.
Ученик (читает стихотворение «Красное море»)
Здравствуй, Красное море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котел!
На утесах твоих, вместо влажного мха,
Известняк, словно каменныи кактус, расцвел.
На твоих островах в раскаленном песке,
Позабыты приливом, растущим по ночам,
Издыхают чудовища моря в тоске:
Осьминог, тритоны и рыбы-мечи.
С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг,
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелук.
Если негр будет пойман, его уведут
На невольничий рынок Ходейды в цепях,
Но араб несчастливьій находит приют
В грязно-рытвоих свежих и горячих волнах.
Как учитель среди шалунов, иногда
Океанский проходит средь них пароход,
Под винтом снеговая клокочет вода,
А на палубе - красные розьі и лед.
Ты бессильно над ним; пусть ревет ураган,
Пусть волна как хрустальная встанет гора,
Закурил папиросу, вздохнет капитан:
«Слава Богу, свежо! Надоела жара!»
Вопрос. О чем вы узнали, кроме природы, из этого стиха?
Ученик (читает стихотворение «Сахара»)
Все пустыны друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби -
Зто лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаныи разлив
До зеленой доходит Сибири.
И, небесныхыи певец, лишь оно подаст знак,
Прозвучат гармоничные звоны,
Зто лопнет налитыи огнем известняк
И рассыплется пылью червленой.
Блещут скаль, темнеют под ними внизу
Древних рэк каменистые ложа,
На покрытое волнами море в грозу,
Ты промолвишь, Сахара похожа.
Но вглядись: эи вечная слава песка -
Только горнего отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака;
Бродят радуги, схожа Сахара.
Ученик (читает стихотворение «Суэцкий канал»)
Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале,
Где идут корабли
Не по морю, по лужам
Посредине земли
Караваном верблюжьим.
Виден рой ящериц
Золотисто-зеленых,
Словно морской влаги
Стынут брызги на склонах.
Мы кидаем плодь
На ходу арапчатам,
Что сидят у воды,
Подражая пиратам.
Арапчата орут
Так задорно и звонко,
И шипит марабут
Нам проклятья вдогонку.
Ученик (читает стихотворение «Носорог»)
Видишь, мчатся обезьяны
С диким криком на лианы,
Что свисают низко, низко.
Слышишь шорох многих ног?
Зто значит - близко, близко
Вот твоей лесной поляны
Разьяренныи носорог.
Видишь общее смятенье,
Слышишь топот? Нет сомненья,
Если даже буйвол сонныи
Отступает глубже в грязь.
Учитель. Посмотрите на карту. Мы прослушали только несколько стихов Николая Гумилева, а карта пестрит флажками. Какой стих больше всего понравился? В какое место Африки вы бы хотели попасть? Кто уже побывал в этой загадочной части нашей планеты?
Задачи. Ознакомьтесь с исследованиями и освоением материка.
Пользуясь информацией учебника, в тетради заполните таблицу «Исследователи Африки» по образцу.
№ п/п |
Имя исследователя |
Годы исследования |
Результат |
1. |
Давид Ливингстон |
1840-1873 гг. |
Плавание по р. Замбези, открытие водопада Виктория, определение водораздела озер Ньяса, Танганьика |
2. |
Генри Стэнли |
|
|
3. |
Егор Ковалевский |
|
|
4. |
Василий Юнкер |
|
|
Библиотекарь. Дети, вы сможете теперь найти интересный материал о тех исследователей Африки, которые не упоминаются в учебнике и подготовить сообщение. Желаю успеха!
2. Особенности географического положения материка, элементы береговой линии Африки.
Задание (работа в парах). С помощью плана характеристики географического положения материка и физической карты Африки составьте характеристику географического положения материка.
Координаты крайней северной точки - мыса Рас-Енґела (37° с. ш., 10° в. д.)
План характеристики географического положения материка
№ п/п |
План |
Последовательность работы |
1 |
Положение относительно экватора |
Установить:
• в каком полушарии (Северном или Южном) расположена;
• между какими параллелями находится (где проходят линии тропиков, заполярья) |
2 |
Положение относительно начального меридиана |
Установить, в каком полушарии (Западной или Восточной) расположена |
3 |
Размеры |
Определить:
• координаты крайних точек;
• протяженность материка с севера на юг и с запада на восток;
• площадь |
4 |
Положение относительно других материков |
Определить ближайшие материки и удаленность от них |
5 |
Положение относительно морей и океанов |
Определить, какие моря и океаны омывают берега материка |
6 |
Особенности береговой линии |
Определить:
• сильно или слабо расчлененная;
• залива вдаются в сушу;
• какие большие полуострова выступают в океан;
• какие крупные острова и архипелаги расположены вблизи побережья материка |
V. Закрепление изученного материала
Проверка правильности определения характеристики ГП Африки по сводной таблицей. (Учащиеся отвечают и показывают объекты на карте.)
Вопрос. Как связаны разнообразие природы, о которой писал М. Гумилев, и ГП материка?
План-характеристика географического положения африки
№ п/п |
План |
Последовательность работы |
Характеристика ГП африки |
1 |
Положение относительно экватора |
Установить:
• в каком полушарии (Северном или Южном) расположена;
• между какими параллелями находится (где проходят линии тропиков, заполярья) |
• Африка расположена в Северном и Южном полушарии.
• Она расположена между параллелями 37° с. ш. и 35° ю. ш.
• В Северном полушарии, пересекается северным тропиком, а в южной - южным |
2 |
Положение относительно начального меридиана |
Установить, в каком полушарии (Западной или Восточной) расположена |
Большая часть Африки расположена в восточном полушарии, и только незначительная (западная часть) - в западном полушарии |
3 |
Размеры |
Определить:
• координаты крайних точек;
• протяженность материка с севера на юг и с запада на восток;
• площадь |
• Координаты крайних точек:
1. Пн. - мыс Рас-Енґела (37° с. ш., 10° в. д.).
2. Пд. - мыс Аґульяс (35° ю. ш., 20° в. д.).
3. Зап.- мыс Альмади (15° с. ш., 17° з. д.).
4. Вост. - мыс Рас-Гафун (11° с. ш., 52 в. д.).
• Протяженность материка с с. на ю. около 8000 км, а с зап. на cx.- около 7500 км, по экватору - около 800 км.
• Площадь - 30,3 млн кв. км - второе место после Евразии |
4 |
Положение относительно других материков |
Определить ближайшие материки и удаленность от них |
Ближайший материк - Евразия. От Европы Африку отделяет Средиземное море и Ґібралтарська пролив. С Азией Африка соединяется Суэцким перешейком, где был построен в XIX веке. Суэцкий канал. Красным морем и Баб-эль-Мандебским проливом материк отделен от Азии. Другие материки находятся на большом расстоянии |
5 |
Положение относительно морей и океанов |
Определить, какие моря и океаны омывают берега материка |
Африка омывается двумя океанами и их морями: с запада и севера водами Атлантического океана, а с востока - Индийского. Мозамбикский пролив отделяет остров Мадагаскар от Африки |
6 |
Особенности береговой линии |
Определить:
• сильно или слабо расчлененная;
• залива вдаются в сушу;
• какие большие полуострова выступают в океан;
• какие крупные острова и архипелаги расположены вблизи побережья материка |
• Берега материка слабо расчленены.
• На западе Ґвінейська залив, а на востоке - Аденский. - Самый крупный полуостров - Сомали.
• Самый большой остров материкового происхождения - остров Мадагаскар; на западе в Атлантическом океане - Канарские, Зеленого мыса острова |
VI. Итог урока
Учитель. Посмотрите на карту Африки. Флажки - это упоминание о стихотворении Николая Гумилева. Выставка и инструктаж - это ваш надежный помощник в дальнейшем обучении.
Которой теперь является Африка в вашем воображении? Надеюсь, что наша поездка была не только интересной, но и полезной.
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий раздел учебника, заполнить таблицу «Исследователи Африки». Написать сообщение о выдающихся исследователей Африки (по желанию). Уметь показывать на карте элементы ГП Африки. Найти стихи о материк (по желанию).
Литература
1. Бойко В. М, Міхелі С. В. География материков и океанов: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений.- К.: Зодиак-ЕКО, 2007.
2. Буссенар Л. Похитители бриллиантов.- Кишинев: Литература «Арктика», 1982.
3. Верн Ж. Пять недель на воздушном шаре.- Баку: Маариф, 1987.
4. География: Справочник абитуриента.- М.: АСТ, 1997.
5. Городецкий В. В джунглях Африки.- К.: Школьный мир, 2004.
6. Гумилев Н. Избранное.- М.: Просвещение, 1990.
7. Коберник С. Г, Скуратович О. Я. География материков и океанов: Учебник для 7 класса.- К.: Учебная книга, 2002.
8. Нестандартный урок географии.- Х.: Изд. группа «Основа», 2005.
9. Скарлато Г. Увлекательная география.- К.: Альтерирес, 1998.
10. Справочник школьника по географыи.- М.: ACT, 1996.
11. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта, 2002.
13. Энциклопедия. Я познаю мир.- М.: ACT, 1995.
12. Энциклопедия. География.- М.: Росмэн, 1995.
14. 100 великих географических открый.- М.: Вече, 2000.