География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 9 КЛАСС

РАЗДЕЛ ІІ. НАСЕЛЕНИЕ УКРАИНЫ

 

УРОК 5. КОЛИЧЕСТВО, ПЛОТНОСТЬ, ЕСТЕСТВЕННОЕ И МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

Ожидаемые результаты: ученик называет количество населения в Украине; определяет существенные признаки понятий «естественное движение населения», «механическое движение населения», «естественный прирост», «эмиграция», «иммиграция»; объясняет причины неравномерного размещения населения; строит и анализирует графики изменения количества населения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник географии, атлас, тетрадь для практических работ, карта «Население», статистические данные о количестве, густоту, естественное и механическое движения населения.

Опорные понятия: плотность населения, естественное движение, естественный прирост, рождаемость, смертность, миграция, эмиграция, иммиграция, сальдо миграции.

Географическая номенклатура: Греция, Италия, Португалия, Испания, Германия, Великобритания, Чехия, Польша, Россия, Израиль, США, Канада, Австралия.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Населения... За этим простым, маловыразительным словом скрываются судьбы многих тысяч людей, которые жили сотни, тысячи лет назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Знания о численности населения, его состав, естественное движение, миграции, размещение необходимы любому государству. Эти сведения описывают процессы, происходящие в стране, позволяют прогнозировать количество трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения.

 

II. Актуализация опорных знаний

- Сколько у вас родных братьев и сестер?

- Сколько родных братьев и сестер у ваших родителей?

- Каким был состав семьи вашей бабушки; дедушки?

- Какие можно сделать выводы об изменении количества семей?

- Как это отражается на количестве населения страны?

 

III. Проверка домашнего задания

Блицопрос

Названия каких двух областей не совпадают с названиями их административных центров?

Какая область имеет выход к Черному и Азовскому морям?

Какая область граничит с четырьмя странами?

 

IV. Изучение нового материала

1. Количество населения Украины, ее изменения во времени

В начале XV в. на территории современной Украины проживало 3,7 млн. чел., в начале XVI ст. - 4,4 млн., в начале XVII в. - 5,2 млн., в XVIII в. население выросло почти до 9 млн., в начале ХХ в. составило 35,2 млн. чел.

Максимальное количество жителей было зафиксировано в 1993 г. - 52,2 млн. чел. В 2008 г. уже насчитывалось 46,4 млн. чел.

- Чем можно объяснить низкие темпы роста количества населения Украины в XV-XVII веках? Какие события в истории страны в ХХ веке повлияли на количество ее населения?

2. Плотность населения - степень населенности территории. Средняя плотность населения Украины - 77 чел./км2.

Анализ карты «Плотность населения».

3. Понятие о естественном и механическом движениях населения

Естественное движение населения включает процессы рождаемости, смертности и естественного прироста.

Механическим движением (миграцией) населения называют пространственное перемещение населения в пределах одной страны (внутренняя миграция) и из одной страны в другую (внешняя миграция).

- Найдите в учебнике понятие «естественное движение населения», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность», «миграция». Объясните связь этих процессов с количеством населения Украины.

4. Особенности миграции населения Украины

В первые годы независимости выезд из страны уменьшился, а иммиграция возросла. С 1994 г. сальдо миграции отрицательное, а с 2005 г. оно положительное.

 

V. Закрепление материала

- Объясните значительные различия в плотности населения на территории Украины.

- Приведите примеры миграций в пределах вашей области. Почему миллионы украинцев вынуждены отправляться на заработки в другие страны? С какими трудностями они сталкиваются в странах Европы?

Практическая работа 3. Построение графика изменения численности населения за определенный период.

 

VI. Домашнее задание

Для записей: