Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Этническая идентичность - результат сознательного отождествления индивида с этнической группой. К истокам этнической идентичности относят историю народа, обычаи, традиции, язык, религию, символы культуры и т.д. В структуре этнической идентичности именно ценности занимают особое место, поскольку они представляют собой часть мировоззрения сообществ и является своеобразной системой, которая обеспечивает идентичность.

Этническая идентичность формируется на основе различных материальных и духовных символов - архитектурных, литературных, фольклорных, пищевых, персонифицированной героике, коллективных трагедиях народа и т.д. Современные представления о роли и месте Э. и., по некоторым наблюдениям, формируются под влиянием конкурирующих интерпретаций диалектики этноса и нации. Среди прочего повышение роли этнического фактора в системе ідентитетів связывают с реакцией общественного сознания на форсированную глобализацию и другими социальными, экономическими и политическими процессами. Отмечается, что Е. и. как общественный феномен основывается на диспозиции коллективных представлений и отношений, которые имеют архетипический разделение по признаку "свои - чужие". Одна из важных функций, что ее исполняет Э. и., обеспечение интегрального связи, который трансформируется во временную и пространственную единство национального "мы". Вместе с тем эта идентичность выполняет и определенную защитную функцию от таких негативных проявлений, как натиск урбанизации, что ведет к унификации и стандартизации, макдональдизации т.д. На фоне указанного специалисты отмечают появление своеобразного "этнического парадокса", сущность которого заключается в том, что на все большую унификацию человечество реагирует актуализацией проблемы "отличий", например, культурных, цивилизационных, гендерных, конфессиональных, а также этнических. Наблюдается тенденция сохранения, возрождения и экспансии Э. и., которая охватывает сферу речевого поведения, культурных ценностей, народных обычаев, традиционных верований и т.д. При этом исследователи отмечают двойную роль этнических ідентитетів, которые могут играть как конструктивную и прогрессивную, так и деструктивную и реакционную роль. В частности, деструктивно-реакционная функция Э. и. связывается с такими явлениями, как этноцентризм, агрессивный етніцизм, ксенофобные чувства к чужакам и т.д. Особенно наглядно эта деструктивность сказалась во время этнических войн на Балканах и в других "горячих точках" планеты, вызванных конфликтами на этнической почве. Именно в результате такого чрезмерного и агрессивного етніцизму появилось такое понятие, как "этнические чистки".

Если говорить об украинской идентичности, то ее в настоящее время некоторые исследователи характеризуют как сложное явление, где на уровне титульного этноса можно наблюдать феномен так называемой двойной идентичности - общеукраинскую и региональную: "восточники" и "западники", местные - "буковинцы", "галичане", "надднепрянцы", "полещуки" и т.д. Двойственность характерна также для представителей смешанных браков, дети которых наследуют элементы этнической идентичности своих родителей. Сейчас для украинской нации, что возрождает свое этнические корни и одновременно стремится цивилизованного диалога с другими народами, важно сохранить равновесие между уважением и гордостью за свое этническое происхождение с чувством принадлежности к одной общности - украинской нации, которая формируется на поле этнической основе как современная политическая реальность, ідентитетами для которой есть такие вечные ценности, как независимость, государственность, язык и культура, на почве которых формируется современная украинская нация.

Шульга Н. А. Этническая самоидентификация личности. - К., 1996; Майборода О. М. Проблема формирования новой идентичности украинской нации // Этносы Украины. Альманах. - Вып. № 1. - К., 2000; Макеев С. Социологический анализ идентичности // Социология: теория, методы, маркетинг. - К., 2000 - № 3; Нагорная Л. Национальная идентичность в Украине. - К., 2002.

Л. Шкляр