Эпикур (341-270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. С 306 г. до н. э. - в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), каноніку (учение о познании, в котором Э. придерживался сенсуализма) и этику. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между многочисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Э. - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксія); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Главной задачей философии считал изгнание болезней души (страданий).
В физике Э. придерживался атомистики Демокрита. Одновременно Е. создает совершенно новую атомістичну теорию. Отличие заключается в том, что у Демокрита движение атомов осуществляется в пустоты исключительно по закону падения тел под собственным весом, в Е. - наряду с действием закона падения появляется еще один фактор - атом проявляет свойство "самовольного отклонения" от "линии необходимости".
Идея Э. о самовольное отклонение атомов является специфическим отражением факта возникновения у людей новых качеств - индивидуальной свободы, определенного минимума социальной автономии личности. Человек - это "социальный атом" - приобретает в себе (а не в космическом миропорядке, который растворяет индивида, его неповторимость) автономного, самодостаточного почвы своего волеизъявления. В целом основное внимание Демокрит обращает на законы существования объектов (человек тоже лишь объект), в Е. - к субъекту. Э. волнует не само по себе учение о Космосе как совокупность атомов, а проблема возможности отклонений, случаев субъективного видения.
Смысл своей идеи о самовольное отклонение атома от линии необходимости Э. видит в основном правиле мудрости - уметь отклоняться от неудовлетворенности, страданий. Здесь нужно обратить внимание, что речь идет именно об "отклонении" от страданий, а не о погоне за удовлетворением желаний. Погоня за желаниями всегда приносит свою противоположность - неудовлетворенность.
Э. видит в теории мира идей Платона, в учении о "перводвигатель" Аристотеля действие сверхъестественных сил, которые не оставляют места случайные, свободе воли человека. Если боги существуют, то они живут в пространствах между мирами и не вмешиваются в земные дела.
Последовательно придерживаясь атомистической теории, Е. делает вывод, что душа человека - телесная. Смерть тела есть смерть души, ибо сущность души - движение атомов в теле. Согласно такому пониманию человека и субъективных свойств он разрабатывает последовательно сенсуалістське учение о познании. Мир познается с помощью мышления и чувств, между которыми нет большой разницы, потому что и чувства, и мышление вызванные движением атомов. Критериями истины признаются чувственные восприятия (всплытия образов, выбросов из вещей), понятие (или общие представления, тождественные воспоминаниям).
Е. создает жизнеутверждающую этику, которая по своему направлению оптимистичная и утилитарная. Моральное жизнь требует соблюдения меры во всем. Идеал - в удовлетворении естественных, а не надуманных желаний.
Справедливость в том, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от другого. В основе взаимосвязей людей лежит личная выгода, что распространяется и на бескорыстную дружбу. Мудрость (философия) не только дает знания, но и духовное наслаждение. Мудрец - не беззаботный отшельник, отошел от жизни, а знаток жизни, который поднялся над обыденностью, способен проявлять свою волю.
Епікуреїзм достаточно широко влиял на сознание мыслителей последующих этапов эллинской эпохи, в частности Рима.
Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985; Герасимчук А. А. Философия: Курс лекций: Учеб. пособ. для вузов. - К., 1999; Надольный /. Ф. Философия: Учеб. пособие. - К., 2001; Причепий Е. М., Черний А. М., Гвоздецкий В. Д, Чекаль Л. А. Философия: Учебник для студ. высш. учеб. завед. - К., 2005; http:// www.philsci.univ.kiev.ua.
Г. Чорней