Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

2.5. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ НА

Совершенствование управления транспортной системой

Основные принципы реформирования системы управления транспортом:

• разграничение функций государственного управления и управления предприятий ТДК;

• разграничение производственных и регулятивно-контрольных функций;

• создание организационных структур управления в объединениях предприятий в основном на коммерческой основе.

На железнодорожном транспорте обязательным условием реформирования управления есть сохранение единой системы железнодорожного транспорта Украины как целостного производственно-хозяйственного комплекса. Для разграничения функций государственного и хозяйственного управления предполагается создание на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта, железных дорог и подчиненных им предприятий хозяйствующего субъекта с передачей функций, относящихся к государственному управление от " Укрзалізниці " к Министерству транспорта.

В системе железнодорожного транспорта осуществляется постепенный распределение монопольного и конкурентного или потенциально-конкурентного секторов. При этом, государственное регулирования тарифов и цен на услуги должно храниться в монопольном секторе. В конкурентном секторе осуществляется поэтапная либерализация ценообразование.

Решается вопрос обеспечения доступа компаний-операторов к производственной инфраструктуры железнодорожного транспорта на равноправной основе, сохранение в составе вновь создаваемому субъекту хозяйствования объектов социальной сферы, которые необходимые для обеспечения социальной защиты работников железнодорожного транспорта.

Основные функции вновь создаваемому субъекту хозяйствования:

• управление перевозочным процессом;

• содержание объектов инфраструктуры;

• организация и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подразделений, входящие в его состав;

• разработка и реализация единой технической, инвестиционной и социальной политики;

• предоставление компаниям-операторам услуг по пользованию инфраструктурой.

Реформирование системы управления и организационной структуры железнодорожного транспорта предполагается поэтапно.

На первом этапе (2001-2005 годы) формируется необходимая нормативно-правовая база, определяются меры относительно четкого разграничения функций государственного и хозяйственного управления и обеспечивается реальное распределение этих функций путем создания хозяйствующего субъекта; выделяются отдельные секторы по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщениях, содержание и развитие инфраструктуры и т.д.), прорабатывается механизм взаимодействия между ними, обеспечивается ведение учета и составление финансовой отчетности по отдельным видам деятельности.

На втором этапе (2006 год и далее) постепенно формируется конкурентная среда в сфере железнодорожных перевозок, осуществляется поэтапный переход к европейской модели управления железнодорожным транспортом на основе организационного разграничение управления инфраструктурой и системами управления движением (государственный сектор) и предоставлением транспортных услуг (операторы всех форм собственности).

При осуществлении структурной перестройки на железнодорожном транспорте в области ремонта подвижного состава создать Государственную холдинговую компанию в форме акционерного общества (оставив, как организационную структуру, объединение «Укрзализпром») с последующим их реформированием в единую структуру с сохранением функций государственного управления указанными подразделениями по Министерством транспорта Украины.

Основные функции этой структуры: предоставление услуг в ремонте подвижного состава и сервисном обслуживании с целью поддержания его в надлежащем техническом состоянии; осуществление единой технической политики в области ремонта подвижного состава; обеспечение единого подхода в ценовой политике.

На автомобильном транспорте одной из первоочередных задач является совершенствование регионального управления автомобильным транспортом на базе создания системы контроля за движением транспортных средств и качеством транспортных услуг, которая должна обеспечиваться городскими, районными и региональными центральными диспетчерскими службами. Подлежит разработке и внедрению система государственной поддержания мобилизационной готовности автотранспортных предприятий.

На авиационном транспорте необходимо продолжить развитие системы лицензирования и регулирование рынка воздушных перевозок и государственного надзора за выполнением требований по безопасности полетов и авиационной безопасности всеми участниками авиационной деятельности. Продолжить процессы распределения

функций государственного и хозяйственного управления авиационными предприятиями с долей государственной собственности. Создать независимую национальную систему сертификации авиационной техники на базе отечественных научно-экспериментальных центров.

В дорожном хозяйстве с целью дальнейшего разграничения функций государственного и хозяйственного управления в дорожном комплексе предусматривается реформирование государственной корпорации «Укравтодор» в правительственный орган государственного управления для обеспечения интересов государства как собственника автомобильных дорог и контроля за эффективным использованием финансовых ресурсов дорожных фондов.

На морском транспорте с целью разграничения функций государственного и хозяйственного управления сосредоточить в Укрморречфлоте функции по управлению государственным имуществом и регулирования предпринимательской деятельностью на морском транспорте независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности; подчинить Укрморречфлота предприятия морского транспорта, основанные на государственном имуществе, и предоставить функции доверительного управления долей государственного имущества предприятий, основанных на совместной собственности; создать обособленное от Укрморречфлота орган государственного управления в составе Минтранса - «Морская администрация Украины», который должен организовать управление безопасностью судоходства, в том числе выполнение обязательств по международным договорам Украины по безопасности судоходства как государства флага, прибрежного государства и государства порта, обеспечение внедрения трудовых и социальных стандартов труда моряков и портовых рабочих, которые установлены международными договорами Украины МОТ («морские» конвенции МОТ); подчинить Морской администрации Украины органы государственного надзора и контроля над безопасностью судоходства, регистрации судов, дипломирования и подготовки моряков и прочее.

Решение задач реформирования отрасли невозможно без изменений форм собственности. При определении темпов и форм приватизации на транспорте нужно учитывать технологическую сложность производственных комплексов, степень связанности или автономности предприятий, входящих в их состав, функциональное назначение, наличие монопольных признаков, их роль в обеспечении государственных и общественных потребностей, наличие оснований для масштабного производства, экономическую и организационную готовность к изменению организационно-правовых форм собственности. Исходя из приведенного, предполагается применение таких принципиальных схем:

• коммерциализация деятельности предприятий, остающихся в государственной собственности;

• коммерциализация - корпоратизация - акционирование со 100 % капиталом государства на начальном этапе;

• корпоратизация - акционирование с сохранением за государством контрольного пакета акций;

• создание приватизированных предприятий (корпораций).

Актуальной задачей остается эффективное профессиональное управление государственными пакетами акций в акционерных обществах, обеспечение присутствия и контроля государства в акционерных компаниях, имеющих стратегическое и мобилизационное значение.

В сфере управления государственным имуществом, не подлежащим приватизации, является важным установление выгодных для государства и соответствующих реальной рыночной конъюнктуре условий арендного использования государственной собственности.

Основными задачами в области реформирования форм собственности по видам транспорта есть:

ü На железнодорожном транспорте:

• завершение приватизации промышленных предприятий и предприятий промышленного транспорта;

• расширение приватизации коммерческо-производственных предприятий и объектов торговли и фармации (аптечные учреждения);

• осуществление подготовительных мероприятий по корпоратизации в отдельных сферах основной деятельности.

ü В дорожном комплексе:

• корпоратизация государственных предприятий, осуществляющих ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Создание Национальной Акционерной Компании «Автомобильные дороги Украины».

ü На авиационном транспорте:

• формирование конкурентоспособной группы аэропортов;

• завершение отделения аэропортов в самостоятельные предприятия;

• передача аэропортов, не соответствуют сертификационным требованиям и не способны их обеспечить самостоятельно, к коммунальной собственности;

• корпоратизация аэропортов с целью подготовки к приватизации;

• создания юридического лица, что будет уполномоченным лицом профессионального управление государственной долей акций аэропортов Украины;

• создание на базе Государственного международного аэропорта «Борисполь» национального узлового аэропорта;

• создание национальной холдинговой авиакомпании «Объединенные авиалинии Украины», что будет уполномоченным лицом по профессиональному управлению государственной долей акций авиаперевозчиков.

ü На морском и речном транспорте:

• завершение приватизации предприятий, которые не имеют непосредственной связи с транспортным процессом;

• осуществление подготовительных мероприятий по корпоратизации в отдельных видах деятельности морского и речного транспорта;

• создание государственной судоходной компании на базе имущества действующих государственных предприятий, предприятий которые арендуют государственное имущество и акционерных компаний.