РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.5. РАЗВИТИЕ
ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ НА
Совершенствование управления транспортной системой
Основные принципы реформирования системы управления транспортом:
•
разграничение функций государственного управления и управления предприятий ТДК;
•
разграничение производственных и регулятивно-контрольных функций;
•
создание организационных структур управления в объединениях предприятий
в основном на коммерческой основе.
На железнодорожном транспорте обязательным условием реформирования управления есть
сохранение единой системы железнодорожного транспорта Украины как целостного
производственно-хозяйственного комплекса. Для разграничения функций государственного и
хозяйственного управления предполагается создание на базе Государственной
администрации железнодорожного транспорта, железных дорог и подчиненных им предприятий
хозяйствующего субъекта с передачей функций, относящихся к государственному
управление от " Укрзалізниці " к Министерству транспорта.
В системе железнодорожного транспорта осуществляется постепенный распределение монопольного
и конкурентного или потенциально-конкурентного секторов. При этом, государственное
регулирования тарифов и цен на услуги должно храниться в монопольном
секторе. В конкурентном секторе осуществляется поэтапная либерализация
ценообразование.
Решается вопрос обеспечения доступа компаний-операторов к производственной
инфраструктуры железнодорожного транспорта на равноправной основе, сохранение в
составе вновь создаваемому субъекту хозяйствования объектов социальной сферы, которые
необходимые для обеспечения социальной защиты работников железнодорожного транспорта.
Основные функции вновь создаваемому субъекту хозяйствования:
•
управление перевозочным процессом;
•
содержание объектов инфраструктуры;
•
организация и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подразделений,
входящие в его состав;
•
разработка и реализация единой технической, инвестиционной и социальной политики;
•
предоставление компаниям-операторам услуг по пользованию инфраструктурой.
Реформирование системы управления и организационной структуры железнодорожного
транспорта предполагается поэтапно.
На первом этапе (2001-2005 годы) формируется необходимая нормативно-правовая база,
определяются меры относительно четкого разграничения функций государственного и
хозяйственного управления и обеспечивается реальное распределение этих функций
путем создания хозяйствующего субъекта; выделяются отдельные секторы по видам
деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем и
пригородном сообщениях, содержание и развитие инфраструктуры и т.д.),
прорабатывается механизм взаимодействия между ними, обеспечивается ведение учета и
составление финансовой отчетности по отдельным видам деятельности.
На втором этапе (2006 год и далее) постепенно формируется конкурентная среда
в сфере железнодорожных перевозок, осуществляется поэтапный переход к европейской
модели управления железнодорожным транспортом на основе организационного
разграничение управления инфраструктурой и системами управления движением
(государственный сектор) и предоставлением транспортных услуг (операторы всех форм
собственности).
При осуществлении структурной перестройки на железнодорожном транспорте в области
ремонта подвижного состава создать Государственную холдинговую компанию в форме
акционерного общества (оставив, как организационную структуру, объединение
«Укрзализпром») с последующим их реформированием в единую структуру с сохранением
функций государственного управления указанными подразделениями по
Министерством транспорта Украины.
Основные функции этой структуры: предоставление услуг в ремонте подвижного состава и
сервисном обслуживании с целью поддержания его в надлежащем техническом
состоянии; осуществление единой технической политики в области ремонта подвижного состава;
обеспечение единого подхода в ценовой политике.
На автомобильном транспорте одной из первоочередных задач является совершенствование
регионального управления автомобильным транспортом на базе создания системы
контроля за движением транспортных средств и качеством транспортных услуг, которая
должна обеспечиваться городскими, районными и региональными центральными
диспетчерскими службами. Подлежит разработке и внедрению система государственной
поддержания мобилизационной готовности автотранспортных предприятий.
На авиационном транспорте необходимо продолжить развитие системы лицензирования и
регулирование рынка воздушных перевозок и государственного надзора за выполнением
требований по безопасности полетов и авиационной безопасности всеми участниками авиационной
деятельности. Продолжить процессы распределения
функций
государственного и хозяйственного управления авиационными предприятиями с долей
государственной собственности. Создать независимую национальную систему сертификации
авиационной техники на базе отечественных научно-экспериментальных центров.
В дорожном хозяйстве с целью дальнейшего разграничения функций государственного и
хозяйственного управления в дорожном комплексе предусматривается реформирование
государственной корпорации «Укравтодор» в правительственный орган государственного управления для обеспечения
интересов государства как собственника автомобильных дорог и контроля за эффективным
использованием финансовых ресурсов дорожных фондов.
На морском транспорте с целью разграничения функций государственного и
хозяйственного управления сосредоточить в Укрморречфлоте функции по управлению
государственным имуществом и регулирования предпринимательской деятельностью на морском
транспорте независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности;
подчинить Укрморречфлота предприятия морского транспорта, основанные на
государственном имуществе, и предоставить функции доверительного управления долей государственного
имущества предприятий, основанных на совместной собственности; создать обособленное от
Укрморречфлота орган государственного управления в составе Минтранса - «Морская
администрация Украины», который должен организовать управление безопасностью
судоходства, в том числе выполнение обязательств по международным договорам
Украины по безопасности судоходства как государства флага, прибрежного государства и
государства порта, обеспечение внедрения трудовых и социальных стандартов труда
моряков и портовых рабочих, которые установлены международными договорами Украины
МОТ («морские» конвенции МОТ); подчинить Морской администрации Украины
органы государственного надзора и контроля над безопасностью судоходства, регистрации
судов, дипломирования и подготовки моряков и прочее.
Решение задач реформирования отрасли невозможно без изменений форм собственности. При
определении темпов и форм приватизации на транспорте нужно учитывать
технологическую сложность производственных комплексов, степень связанности или
автономности предприятий, входящих в их состав, функциональное назначение,
наличие монопольных признаков, их роль в обеспечении государственных и общественных
потребностей, наличие оснований для масштабного производства, экономическую и
организационную готовность к изменению организационно-правовых форм собственности.
Исходя из приведенного, предполагается применение таких принципиальных схем:
•
коммерциализация деятельности предприятий, остающихся в государственной собственности;
•
коммерциализация - корпоратизация - акционирование со 100 % капиталом государства на
начальном этапе;
•
корпоратизация - акционирование с сохранением за государством контрольного пакета
акций;
•
создание приватизированных предприятий (корпораций).
Актуальной задачей остается эффективное профессиональное управление государственными
пакетами акций в акционерных обществах, обеспечение присутствия и контроля
государства в акционерных компаниях, имеющих стратегическое и мобилизационное
значение.
В сфере управления государственным имуществом, не подлежащим приватизации, является важным
установление выгодных для государства и соответствующих реальной рыночной
конъюнктуре условий арендного использования государственной собственности.
Основными задачами в области реформирования форм собственности по видам транспорта
есть:
ü
На
железнодорожном транспорте:
•
завершение приватизации промышленных предприятий и предприятий промышленного
транспорта;
•
расширение приватизации коммерческо-производственных предприятий и объектов торговли
и фармации (аптечные учреждения);
•
осуществление подготовительных мероприятий по корпоратизации в отдельных сферах основной
деятельности.
ü
В
дорожном комплексе:
•
корпоратизация государственных предприятий, осуществляющих ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования. Создание Национальной Акционерной
Компании «Автомобильные дороги Украины».
ü
На
авиационном транспорте:
•
формирование конкурентоспособной группы аэропортов;
•
завершение отделения аэропортов в самостоятельные предприятия;
•
передача аэропортов, не соответствуют сертификационным требованиям и не способны
их обеспечить самостоятельно, к коммунальной собственности;
•
корпоратизация аэропортов с целью подготовки к приватизации;
•
создания юридического лица, что будет уполномоченным лицом профессионального
управление государственной долей акций аэропортов Украины;
•
создание на базе Государственного международного аэропорта «Борисполь» национального
узлового аэропорта;
•
создание национальной холдинговой авиакомпании «Объединенные авиалинии Украины»,
что будет уполномоченным лицом по профессиональному управлению государственной долей акций
авиаперевозчиков.
ü
На
морском и речном транспорте:
•
завершение приватизации предприятий, которые не имеют непосредственной связи с
транспортным процессом;
•
осуществление подготовительных мероприятий по корпоратизации в отдельных видах деятельности
морского и речного транспорта;
•
создание государственной судоходной компании на базе имущества действующих государственных
предприятий, предприятий которые арендуют государственное имущество и акционерных компаний.