Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 108
Тема. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение
Цель:
· обучающая: повторить сведения по теме «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение», усовершенствовать умения и навыки пятиклассников относительно практического использования знаний по синтаксису и пунктуации; закрепить умение употреблять знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вставными словами, прямой речью;
· развивающая: развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, обогащать словарный запас учащихся;
· воспитательная: воспитывать чувство товарищества.
Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст(риторический аспект), грамматика.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал.
Тип урока: урок повторения (имитационная игра - космическое путешествие).
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
► Каждый ученик получает «бортовой журнал», где будут фиксироваться учителем оценки за каждое выполненное задание. Заполнение учащимися «паспортных данных» (фамилия и имя, название космического корабля).
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
«Центрифуга». Повторение и проверка теоретических знаний учащихся
Каждый ученик получает специальную карточку, с которой по очереди подходит к каждому из пяти учеников-инструкторов, что сидят за отдельными партами, размещенными по кругу. Показав свой уровень знаний вопросы и получив от «инструктора», переходит к следующему и т. д. Получив отметки в карточке от всех инструкторов (в форме оценки), возвращается на свое рабочее место.
Техосмотр. Словарный самодиктант
► По памяти за минуту запишите 10 слов из темы урока, которые нельзя проверить по правилам. Например, можно записать такие слова: вселенная, кратеры, солнечная система, звездопад, орбита, астероиды, кометы, метеорит, космодром, астронавт.
Бортовой журнал
Фамилия, имя капитана____________________
Название космического корабля__________________
«Центрифуга»
1.Словосполучення_________________________
2.Ознаки предложения__________________________
3.Граматична основа________________________
4. Виды предложений____________________________
5. Синтаксический разбор предложения______________
Техосмотр
а) Выбор курса полета____________________
б) SOS! Словосочетание в открытом космосе!
Ориентирование по звездам____________________
Странная радиограмма-предупреждение____________
РЗМ. Приказ капитана______________________
Вынужденное возвращение____________________
Итоговый балл_________________________
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выбор курса полета
► Выпишите из предложенного отрывка стихотворения шесть словосочетаний, сделайте их синтаксичнийрозбір.
Небесная прогулка
В кабине звездолета
рядом первого пилота
над Землей делаем круг.
Сколько друзей вокруг!
Благородно Месяц поздоровался,
Путь Млечный улыбался.
Вот жар-птицей комета
пролетела как ракета.
И Медведица в дом
зовет нас погостить.
Мы принимаем приглашение,
непременно придет,
чтобы интересности малышам
о путешествии рассказать,
а для детишек маленьких
звездочек привезти горсточку.
Леся Вознюк
SOS! Словосочетание в открытом космосе!
► Выпишите из предложенных сочетаний слов те, что составляют словосочетание: скопления галактик, пространство вне планетой Земля, звезды мерцают, в космосе, путешествие по Вселенной, звезды и туманности, черные дыры, «обитатели» Вселенной, летят кометы.
Проверка NASA. Игра «Да» или «Нет»?
(Если да - поднимите руку.)
· Слово или группа слов, которые передают сообщения, совет, приказ, называется предложением. (Так)
· Предложение не имеет грамматической основы. (Нет)
· Предложение имеет главные и второстепенные члены предложения. (Так)
· Синтаксис изучает односоставные, двусоставные, трискладні предложения. (Нет)
· По цели высказывания предложение повествовательные, вопросительные, побудительные. (Так)
· Предложения по эмоциональной окраской - это восклицательные и неокличні. (Так)
· Простое предложение может состоять из одного слова или сочетания слов, которые соединились между собой по смыслу и грамматически. (Так)
Ориентирование по звездам
► Творческое задание: составить из слов предложения строки стихотворения и подчеркнуть в них грамматическую основу. Найти и объяснить значение фразеологизма.
Песенка про космического гостя
Созревают яблоки ранети.
Ранняя осень листья золотит.
Хороший парень с другой планеты,
может, завтра в гости залетит.
Дело привычное - межпланетные путешествия.
Улыбнется, снимет свой шлем.
Скажет: - Там, в созвездии Саламандры,
твой любимый бил тебе челом.
Я спрошу: - Су вас поэты?
Как по-марсіанськи - макогон?
Знаешь, там туманность Андромеды,
Пусть не идет так часто на обгон.
Он посидит, немного отдохнет,
этот мой странный, нездешний гость.
Планетарно синими глазами
о безграничный космос расскажет.
Придут люди с ним поговорить,
хлебом-солью я их угощу.
Передам ему для Береники
белые астры в капельках дождя.
Проверю технику в ракете,
расскажу, как называются журавли.
Пусть посеет у себя на планете
горстку слов с нашей земли.
Аппарат космический загромыхает,
проплывет изумрудный кортеж...
- Хорошо, я когда-нибудь заскочу.
Ты в какой галактике живешь?
Лина Костенко
Странная радиограмма
► Чтобы прочитать закодированную радиограмму-предупреждение, присланную из земли, выпишите только односоставные предложения.
РАДИОГРАММА
Ракета оказалась в открытом космосе. Большая скорость. Планеты кружатся над землей. Тревожно в космосе. Стало ярко. Солнце. Земля все дальше от ракеты. Яркие вспышки в небе. Это лучи горячего солнца. Метеорит. Надо быть осторожными!
Развитие коммуникативных умений. Приказ капитана
► Составьте и запишите текст-инструкцию поведения команды корабля во время опасности, используя разные виды предложений по цели высказывания.
Образец
Приближается астероид! Все займите свои места! Где штурман?! Все скафандры? Всем членам команды необходимо приготовиться к чрезвычайной ситуации. Не паникуйте!
Вынужденное возвращение
► Возвращаются те, кто пройдет экстремальное опроса.
1. Словосочетание употребляют для:
А выражение главной мысли;
Бы называние предметов, их признаков, действий;
В создании грамматической основы предложения.
2. Слова в словосочетаниях связаны:
А по смыслу;
Бы с помощью окончания;
В по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит:
А из главного и зависимого слова;
Бы из грамматической основы;
В из независимых друг от друга слов.
4. Главное слово в словосочетании определяется с помощью:
А окончание;
Бы вопрос;
В предлога.
5. Строение словосочетаний и предложений изучает:
А фонетика;
Б стилистика;
В синтаксис.
6. Предложение является средством выражения:
А законченной мысли;
Бы главной мысли;
В чужого мнения.
7. Предложения - строительный материал для:
А выражения мысли;
Б текста;
В словосочетаний.
8. Предложение обязательно должно:
А главное и зависимое слово;
Бы подлежащее и сказуемое;
В грамматическую основу.
9. Какие из указанных сочетаний слов не является синонимами понятия «грамматическая основа предложения»?
А Главное и зависимое слово;
Бы главные члены предложения;
В подлежащее и сказуемое.
10. По наличию главных и второстепенных членов предложения является:
А большими и малыми;
Б распространенными и непоширеними;
В простыми и сложными.
11. По количеству главных членов предложения является:
А распространенными и непоширеними;
Бы односложными и багатоскладними;
В двоскладними и односложными.
12. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из:
А одного главного члена;
Б подлежащего;
В сказуемого.
Взаємоперевірка теста с помощью ключа, записанного на доске: бва.
VII. ИТОГ УРОКА
Слово учителя. Поздравляю всех капитанов с возвращением на землю после довольно сложного полета. Насколько оно было успешным для каждого из вас, узнаем после проверки бортовых журналов.
А сейчас, пожалуйста, поделитесь впечатлениями от путешествия. Какие задания были для вас очень сложными, почему?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Составьте рассказ на тему: «Открытый космос», используя однородные члены предложения, обращения, вставные слова, предложения с прямой речью.