Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 108

Тема. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение

 

Цель:

· обучающая: повторить сведения по теме «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение», усовершенствовать умения и навыки пятиклассников относительно практического использования знаний по синтаксису и пунктуации; закрепить умение употреблять знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вставными словами, прямой речью;

· развивающая: развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, обогащать словарный запас учащихся;

· воспитательная: воспитывать чувство товарищества.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст(риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок повторения (имитационная игра - космическое путешествие).

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

► Каждый ученик получает «бортовой журнал», где будут фиксироваться учителем оценки за каждое выполненное задание. Заполнение учащимися «паспортных данных» (фамилия и имя, название космического корабля).

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

«Центрифуга». Повторение и проверка теоретических знаний учащихся

Каждый ученик получает специальную карточку, с которой по очереди подходит к каждому из пяти учеников-инструкторов, что сидят за отдельными партами, размещенными по кругу. Показав свой уровень знаний вопросы и получив от «инструктора», переходит к следующему и т. д. Получив отметки в карточке от всех инструкторов (в форме оценки), возвращается на свое рабочее место.

Техосмотр. Словарный самодиктант

► По памяти за минуту запишите 10 слов из темы урока, которые нельзя проверить по правилам. Например, можно записать такие слова: вселенная, кратеры, солнечная система, звездопад, орбита, астероиды, кометы, метеорит, космодром, астронавт.

 

Бортовой журнал

Фамилия, имя капитана____________________

Название космического корабля__________________

«Центрифуга»

1.Словосполучення_________________________

2.Ознаки предложения__________________________

3.Граматична основа________________________

4. Виды предложений____________________________

5. Синтаксический разбор предложения______________

Техосмотр

а) Выбор курса полета____________________

б) SOS! Словосочетание в открытом космосе!

Ориентирование по звездам____________________

Странная радиограмма-предупреждение____________

РЗМ. Приказ капитана______________________

Вынужденное возвращение____________________

Итоговый балл_________________________

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выбор курса полета

► Выпишите из предложенного отрывка стихотворения шесть словосочетаний, сделайте их синтаксичнийрозбір.

Небесная прогулка

В кабине звездолета

рядом первого пилота

над Землей делаем круг.

Сколько друзей вокруг!

Благородно Месяц поздоровался,

Путь Млечный улыбался.

Вот жар-птицей комета

пролетела как ракета.

И Медведица в дом

зовет нас погостить.

Мы принимаем приглашение,

непременно придет,

чтобы интересности малышам

о путешествии рассказать,

а для детишек маленьких

звездочек привезти горсточку.

Леся Вознюк

SOS! Словосочетание в открытом космосе!

► Выпишите из предложенных сочетаний слов те, что составляют словосочетание: скопления галактик, пространство вне планетой Земля, звезды мерцают, в космосе, путешествие по Вселенной, звезды и туманности, черные дыры, «обитатели» Вселенной, летят кометы.

Проверка NASA. Игра «Да» или «Нет»?

(Если да - поднимите руку.)

· Слово или группа слов, которые передают сообщения, совет, приказ, называется предложением. (Так)

· Предложение не имеет грамматической основы. (Нет)

· Предложение имеет главные и второстепенные члены предложения. (Так)

· Синтаксис изучает односоставные, двусоставные, трискладні предложения. (Нет)

· По цели высказывания предложение повествовательные, вопросительные, побудительные. (Так)

· Предложения по эмоциональной окраской - это восклицательные и неокличні. (Так)

· Простое предложение может состоять из одного слова или сочетания слов, которые соединились между собой по смыслу и грамматически. (Так)

Ориентирование по звездам

► Творческое задание: составить из слов предложения строки стихотворения и подчеркнуть в них грамматическую основу. Найти и объяснить значение фразеологизма.

Песенка про космического гостя

Созревают яблоки ранети.

Ранняя осень листья золотит.

Хороший парень с другой планеты,

может, завтра в гости залетит.

Дело привычное - межпланетные путешествия.

Улыбнется, снимет свой шлем.

Скажет: - Там, в созвездии Саламандры,

твой любимый бил тебе челом.

Я спрошу: - Су вас поэты?

Как по-марсіанськи - макогон?

Знаешь, там туманность Андромеды,

Пусть не идет так часто на обгон.

Он посидит, немного отдохнет,

этот мой странный, нездешний гость.

Планетарно синими глазами

о безграничный космос расскажет.

Придут люди с ним поговорить,

хлебом-солью я их угощу.

Передам ему для Береники

белые астры в капельках дождя.

Проверю технику в ракете,

расскажу, как называются журавли.

Пусть посеет у себя на планете

горстку слов с нашей земли.

Аппарат космический загромыхает,

проплывет изумрудный кортеж...

- Хорошо, я когда-нибудь заскочу.

Ты в какой галактике живешь?

Лина Костенко

Странная радиограмма

► Чтобы прочитать закодированную радиограмму-предупреждение, присланную из земли, выпишите только односоставные предложения.

РАДИОГРАММА

Ракета оказалась в открытом космосе. Большая скорость. Планеты кружатся над землей. Тревожно в космосе. Стало ярко. Солнце. Земля все дальше от ракеты. Яркие вспышки в небе. Это лучи горячего солнца. Метеорит. Надо быть осторожными!

Развитие коммуникативных умений. Приказ капитана

► Составьте и запишите текст-инструкцию поведения команды корабля во время опасности, используя разные виды предложений по цели высказывания.

Образец

Приближается астероид! Все займите свои места! Где штурман?! Все скафандры? Всем членам команды необходимо приготовиться к чрезвычайной ситуации. Не паникуйте!

Вынужденное возвращение

► Возвращаются те, кто пройдет экстремальное опроса.

1. Словосочетание употребляют для:

А выражение главной мысли;

Бы называние предметов, их признаков, действий;

В создании грамматической основы предложения.

2. Слова в словосочетаниях связаны:

А по смыслу;

Бы с помощью окончания;

В по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит:

А из главного и зависимого слова;

Бы из грамматической основы;

В из независимых друг от друга слов.

4. Главное слово в словосочетании определяется с помощью:

А окончание;

Бы вопрос;

В предлога.

5. Строение словосочетаний и предложений изучает:

А фонетика;

Б стилистика;

В синтаксис.

6. Предложение является средством выражения:

А законченной мысли;

Бы главной мысли;

В чужого мнения.

7. Предложения - строительный материал для:

А выражения мысли;

Б текста;

В словосочетаний.

8. Предложение обязательно должно:

А главное и зависимое слово;

Бы подлежащее и сказуемое;

В грамматическую основу.

9. Какие из указанных сочетаний слов не является синонимами понятия «грамматическая основа предложения»?

А Главное и зависимое слово;

Бы главные члены предложения;

В подлежащее и сказуемое.

10. По наличию главных и второстепенных членов предложения является:

А большими и малыми;

Б распространенными и непоширеними;

В простыми и сложными.

11. По количеству главных членов предложения является:

А распространенными и непоширеними;

Бы односложными и багатоскладними;

В двоскладними и односложными.

12. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из:

А одного главного члена;

Б подлежащего;

В сказуемого.

Взаємоперевірка теста с помощью ключа, записанного на доске: бва.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Слово учителя. Поздравляю всех капитанов с возвращением на землю после довольно сложного полета. Насколько оно было успешным для каждого из вас, узнаем после проверки бортовых журналов.

А сейчас, пожалуйста, поделитесь впечатлениями от путешествия. Какие задания были для вас очень сложными, почему?

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение по учебнику.

► Составьте рассказ на тему: «Открытый космос», используя однородные члены предложения, обращения, вставные слова, предложения с прямой речью.