ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 48
Тема. Тематическая контрольная работа. «Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)». Тестирование. Контрольное чтение молча*
Цель: оценить уровень учебных достижений учащихся по теме; определить недостатки в ходе усвоения языкового материала; проверить навыки восприятия незнакомого текста, его понимания, запоминания; развивать умения работы с тестами; воспитывать ответственное отношение к учебе.
Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча и задания к нему.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.
2. Выполнение учащимися тестовых заданий.
I вариант
Начальный и средний уровни
1. Укажите предложение, в котором однородные члены соединены смешанной связью (знаки препинания опущены).
(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
а) Берегите старых людей от обид холодов огня.
б) Для меня Тарас Шевченко не только гениальный поэт великого народа но и символ Украины.
в) В произведении должна быть ясная определенная мысль.
г) Объем словаря конкретного человека зависит от рода его занятий образованности и способностей. √
2. Укажите предложение, в котором выделенные определения являются однородными (знаки препинания опущены).
а) Сумрачными смутными клубами нависли над садом дождевые облака. √
б) Солнечный осенний вечер прохладен.
в) Совершенствование норм русского национального языка продолжалось в творчестве крупнейших писателей.
г) Старинная деревянная церквушка вписывалась в этот удиви - тельный пейзаж.
3. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
а) Итак, начинается песня о ветре.
б) Весной и летом, и в морозы взлетал фонтаном фейерверк. √
в) Яблони, яблони вырастайте храбрыми. √
г) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщовый ее сарафан.
4. Укажите предложения, в которых обращение следует выделить запятыми с двух сторон.
а) О чем шумишь ты старый бор над осенью над бездорожьем? √
б) Серебристая дорога ты зовешь меня куда?
в) Мужчины я мужеством вашим горжусь.
г) Что дремучий лес призадумался грустью темною затуманился? √
5. Установите соответствие между словами в русском и украинском языках.
Укажите значения вводных слов.
6. Укажите предложение, которое соответствует схеме
а) Осень пришла врасплох и завладела землей садами и реками лесами и воздухом полями и птицами.
б) Радостно молодо было на небе и на земле и в сердце человека.
в) Конница пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне.
г) Нам удалось поиграть и в настольный теннис и в шахматы и в домино. √
Достаточный уровень
Запишите предложение, расставив знаки препинания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор.
Солнце поднимается из(за) облаков и заливает лес поле и наших спутников греющ..м светом.
3 балла
Высокий уровень
Составьте и запишите диалог «Разговор с библиотекарем». Используйте слова: здравствуйте, будьте добры, извините, пожалуйста, большое спасибо, до свидания.
3 балла
II вариант
Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
1. Укажите предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания опущены).
а) Между ярко-зелеными кочками молодого мха едва заметно петляла желтоватая тропинка.
б) Я обогнул рощу и сразу увидел Белогорск. √
в) Городок взбежал на высокий зеленый горб.
г) Вчера в степи я слышал отдаленный крик журавлей.
2. Укажите предложение с обобщающим словом и однородными членами (знаки препинания опущены).
а) Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы.
б) Счастье берем по праву и жарко любим и поем, как дети.
в) И радость встреч и горечь разлук мы все испытали, товарищ и друг. √
г) Был там липовый парк и леса и вековое безмятежное спокойствие.
3. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
а) Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. √
б) Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок. √
в) Был, помнится праздник и базарный день. √
г) Куда меня знакомая дороженька ведет?
4. Укажите предложение, в котором обращение следует выделять запятыми с двух сторон.
а) Шуми балтийская вода вздымай свой пенный вал. √
б) Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.
в) Уступи мне скворец уголок посели меня в старом скворечнике. √
г) Добрый конь мой долго шел ты терпеливо ношу нес.
5. Установите соответствие между словами в русском и украинском языках. Укажите значения вводных слов.
6. Укажите предложение, которое соответствует схеме (знаки препинания опущены).
а) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.
б) Все это и ночь и дали и горы казалось мне исполненным невиданной прелести.
в) И кажется, вдохнула вся земля дома и люди рощи и поля.
г) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград.
Достаточный уровень
Запишите предложение, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор.
Заунывная песня то зам..рала то опять проносилась в стояч..м душн..м воздухе.
3 балла
Высокий уровень
Используя слова будьте добры, извините, спасибо, пожалуйста, простите, выходите, закомпостируйте и соответствующие обращения, составьте диалог «В троллейбусе» и запишите его.
3 балла
3. Проведение контрольного чтения молча.
1) Чтение учащимися текста.
В мире увлечений
По самым скромным подсчетам, каждый десятый человек на земном шаре обязательно что-нибудь коллекционирует.
Национальная гордость — Третьяковская картинная галерея — тоже началась с коллекции. Всю жизнь собирал Павел Третьяков произведения живописи, а перед смертью передал свою коллекцию в дар Москве.
Украинский краевед Александр Поль собрал около пяти тысяч предметов старины, которые со временем вошли в коллекцию городского исторического музея.
Все вы знаете знаменитую картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С какой точностью воссоздан художником быт запорожских казаков, показано их оружие, костюмы! И в этом неоценимую помощь живописцу оказала уникальная коллекция экспонатов по истории Запорожской Сечи выдающегося украинского историка академика Дмитрия Яворницкого.
Увлеченными коллекционерами были физик Альберт Эйнштейн и выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов.
Вот что писал о пользе целенаправленного собирательства английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин: «Когда я пошел в школу, у меня уже ясно был выработан вкус к естественной истории и особенно к собиранию коллекций. Старался выяснить названия растений и собирал всевозможные предметы. Страсть к коллекционированию делает человека истинным естествоведом, ценителем произведений искусства».
Коллекционеры — племя любознательных людей. У каждого свой предмет увлечения. Филателисты собирают марки, филокартисты — открытки, филуменисты — спичечные этикетки. Собирателей книг называют библиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками,— филофонистами.
Христофор Колумб собирает все... о Христофоре Колумбе. В Испании живет прямой потомок знаменитого мореплавателя. Христофор Колумб Семнадцатый — капитан дальнего плавания.
Его коллекции может позавидовать любой музей. На большой старинный глобус нанесены все четыре маршрута великого адмирала. В собрании — макеты каравелл «Пинта», «Нинья» и «Санта-Мария», совершивших отважное плавание через Атлантику к берегам Америки. Гравюры, литографии, картины рассказывают о путешествиях Колумба Первого. Среди документов — копии писем Колумба испанской королеве.
Владелец коллекции Христофор Колумб Семнадцатый мечтает в ближайшее время повторить один из маршрутов своего великого предка.
Великим предкам — поэтам, полководцам, изобретателям — посвящено много интереснейших коллекций. Одна из них — в квартире слесаря Александра Русских. Еще во время армейской службы он получил от родных открытку с памятником Александру Суворову. Она пробудила в душе молодого солдата страсть к коллекционированию и стала первым экспонатом его домашнего музея, где все — книги, медали, старинные и современные гравюры, скульптурные изображения — рассказывает о великом русском полководце.
Еще об одном коллекционере хочется рассказать.
Со школьной скамьи Володя Максимов стал серьезно интересоваться эпохой Петра I. В его комнате — бюст Петра (копия работы Растрелли), его посмертная маска, слепок руки.
Но главное сокровище коллекции — три толстых папки, в которых собрано семьсот поэм, стихотворений и кантат, посвященных Петру. Юрист Владимир Максимов в часы досуга становится историком и литературоведом.
Собрать оригинальную, интересную и нужную людям коллекцию не так-то просто: на это уходят многие и многие годы.
(420 сл.) (По З. Сагалову)
1. На нашей планете что-нибудь собирает...
а) каждый второй человек;
б) каждый десятый; √
в) каждый сотый.
2. Сколько экспонатов собрал украинский краевед Александр Поль?
а) Около тысячи;
б) около пяти тысяч; √
в) девяносто пять.
3. С помощью экспонатов из частной коллекции Репин создал картину:
а) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; √
б) «Бурлаки на Волге»;
в) «Иван Грозный и сын его Иван».
4. Когда у Дарвина появился интерес к коллекционированию?
а) Когда он пошел в школу; √
б) в возрасте 17 лет;
в) на склоне лет. √
5. Что собирают филокартисты?
а) Спичечные этикетки;
б) марки;
в) открытки. √
6. Где живет потомок Христофора Колумба?
а) В Испании; √
б) в Италии;
в) в Португалии.
7. Христофор Колумб Семнадцатый — это:
а) инженер-кораблестроитель;
б) моряк-любитель;
в) капитан дальнего плавания. √
8. О чем мечтает последний Христофор Колумб?
а) Переплыть Атлантику;
б) повторить один из маршрутов своего предка; √
в) построить копию старинного корабля.
9. В коллекции, посвященной Суворову, первым экспонатом была:
а) открытка; √
б) марка;
в) медаль.
10. В коллекции, посвященной Петру I, один из предметов:
а) автограф царя;
б) его посмертная маска; √
в) его шляпа.
11. На создание интересной и нужной коллекции необходимо:
а) несколько месяцев;
б) больше года;
в) много лет. √
12. Какова главная мысль текста?
а) Коллекционирование — занятие нужное и бесконечно разнообразное. √
б) Создание коллекции — это длительный процесс.
в) Собирать можно все, что угодно, лишь бы собирать.
4. Организационный момент.
(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить возможный диалог с товарищем, в котором вам необходимо обсудить вопрос о знаках препинания в простых осложненных предложениях.
___________________________________________________________________
* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.