Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономический словарь-справочник

Менеджер (от англ. Manager - управляющий) - специфическая профессия, которая требует склонности к предпринимательской деятельности, знаний в сфере финансов, рынка, кредита и денежного обращения, валютных операций и налогового законодательства. С точки зрения социальной структуры М. - специфическая прослойка общества, состоящая из профессиональных управляющих (директоров компаний и фирм, руководителей отдельных подразделений предприятия и т.п.). Появление М. обусловлена процессом углубления общественного разделения труда, ростом масштабов предприятий, усложнением процесса производства и управления и т.д. Второй причиной их возникновения является процесс отделения капитала - собственности от капитала - функции. Развитие этих процессов приводит к тому, что капиталист, будучи физически не в состоянии осуществлять компетентное руководство всеми звеньями процесса производства и реализации продукции, нанимает профессиональных управленцев. В условиях растущей деперсоніфікації собственности (в результате эволюции капиталистической собственности от индивидуальной к коллективным формам) М. нанимают акционеры и прежде всего владельцы значительного количества акций. В зависимости от масштабов предприятий выделяются М. высшего, среднего и низшего звеньев. В США в гигантских корпорациях в состав высших М. входят 3-4 человека (президент, 3-4 вице-президенты компании). Из 12,5 млн. управляющих около 10 тыс. - М. высшего ранга. Если корпорация является собственностью отдельного лица, то важнейшие решения принимает сам капиталист, а М. решают другие важные проблемы. Вместе с определенными полномочиями, властными функциями к М. переходит и доля корпоративной собственности. Такой переход осуществляется в трех основных формах: 1) приобретение значительного количества акций (стоимостью от одного до двух млн. долл.); 2) получение гигантских размеров платы (в начале 90-х годов такие выплаты превышали 1 млн. долл. в год); 3) предоставления им в персональное пользование дорогих автомобилей, яхт, дорогих ковров и даже картинных галерей. Таким образом, по своим юридическим статусом, величине доходов, образом жизни и т.д высшие М. вливаются в состав монополистической буржуазии. Вместе с тем они должны глубоко знать все внутренние связи в пределах корпорации, поддерживать контакты с чиновниками государственного аппарата. Таких М. не следует отождествлять с управляющими среднего звена (начальниками отдельных подразделений, например, цехов), которые имеют ограниченную власть на предприятии и по уровню доходов приближаются к средней буржуазии М. среднего звена должны иметь глубокие профессиональные знания о весь производственный процесс в их подразделении, общее представление о другие подразделения, подбирать кадры для своего подразделения и т.д. Самую многочисленную группу профессиональных менеджеров представляют М. низшего звена - мастера, бригадиры и т.п .. их жизненный уровень приближается к положению наемных работников высокой и средней квалификации. Кроме глубокого знания производственного процесса на своем участке, они должны обладать умением налаживать контакты (социальные, психологические, профессиональные) со всеми наемными работниками данного подразделения. Подготовка М. высшего и среднего звена, как правило, осуществляется в специальных школах на базе крупных университетов за высокую плату. Подготовка М. нижнего звена осуществляется в основном в учебных центрах крупных корпораций.