Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт (27.04.1820 - 08,12,1903) - англ, философ, социолог, теоретик позитивизма.

Соціол. системо С. основывается на трех основных элементах: евол. теории, органіцизмі и учении о социальные организации - ин-ты. Идея эволюции С. опиралась на наук.-естественный материал, а эволюционизм распространялся на все явления природы и общества, которые развиваются по законам природы, а следовательно, и эволюции - постепенного процесса непрерывной интеграции материи, что превращает ее из неопределенной и несвязанной однородности (массы элементов в определенную разнородность. Эволюция имеет три различные фазы, что является основными ее этапами: неорганическую, органическую и надорганическую, которые последовательно сменяют друг друга, однако каждая из них одинакова по своим механизмом. Все евол. процессы происходят на основе сформулированных С. законов эволюции: "закон непостоянства однородного", "закон группировки", "закон направленного движения", "закон приумножения последствий", "закон превращения и эквивалентности сил". Однако подробное рассмотрение их не имеет смысла, поскольку эти "законы эволюции" искусственные и не имеют практ. значение. Самые интересные элементы евол. теории С. связанные с анализом "надорганічної эволюции" и касаются общества. Она как познавательная модель значительно повлияла на изучение развития социальных систем, положила основы ряде методол. принципов историко-соціол. исследований.

Филос. систему С. завершает социология, программа которой изложена им в "Основах социологии", где впервые сист. раскрыта проблематика, предмет и задачи этой науки, обоснована сама возможность ее существования. Задача социологии, по С., - изучение массовых типичных явлений, социальных факторов, которые раскрывают действие общ. законов эволюции, процессов, происходящих независимо от воли личностей, их качеств и намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют отдельные факты. Специфика социологии в том, что соціол. факты невозможно измерить с помощью приборов или наблюдений. Они устанавливаются опосредованно путем сравнения многих данных. Социальные факты для С. - это такие явления, в которых освещаются евол. процессы.

Для понимания определения предмета социологии С. большое значение имеет его концепция социальных ин-тов По С., социальные ин-ты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Совокупность взаимодействующих ин-тов образует целостную социальную организацию - общество. Социальные ин-ты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Ин-ты возникают в ходе эволюции вне сознательными намерениями или "сусп. договору" как ответ на рост численности популяции. Прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные ин-ты - органы самоорганизации и управления, а поскольку главное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии - исследование синхронной взаимодействия социальных ин-тов. С. выделяет и анализирует шесть типов социальных ин-тов: домашние - семья, брак, проблемы воспитания; обрядовые, или церемониальные - регулирующие повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, традиции, обряды, этикет и др.; полит. государство, ее организации, учреждения и партии; церк. - обеспечивают интеграцию общества, поддерживают традиции, обычаи, верования; профессиональные и промышленные - возникли на основе разделения труда. Первые (гильдии, ин-ты, профессиональные союзы) консолидируют людей по профессиональной деятельностью, вторые поддерживают производственную структуру общества. Упомянутые выше типы социальных ин-тов классифицируются по их функциям в сусп. организме, где каждый из них включается в определенной системы органов. С. выделяет три таких системы ин-тов: ин-ты продолжение рода (домашние ин-ты, связанные с семейно-брачными отношениями, благодаря которым человечество сохраняет свое существование как род); система производственных и распределительных ин-тов (промышленные, профессиональные ин-ты и все, что связано с ними распределение людей на социально-классовые группы и обусловленную социальную структуру, соответствующий сусп. разделение труда в масштабах общества и др.); система регулирующих органов (обрядовые, полет, и церк. ин-ты). Теория социальных ин-тов С. представляла попытку сист. исследования общества. Все ин-ты общества является взаимосвязанным единым целым, потому что функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности.

Концепция ин-тов С. выведена на основе аналогии и социолого бюл. организмов. Благодаря схожести принципов сист. организации общество как и биол. организм, наращивает массу (количество заселение, материальные ресурсы и т.д.). Это обусловливает усложнение структуры и дифференциации функций его составных частей, приводит к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействия этих частей. С. указывал и на существенные различия социального и биол. организмов: в отличие от биол. организма элементы общества рассеяны в пространстве, более автономны, что обусловливает появление символ, коммуникации; в обществе нет единого органа, который концентрирует способность чувствовать и мыслить; общество отличает пространственная мобильность элементов структуры; но главное то, что в биол. организме части существуют для целого, тогда как сусп. целое существует благодаря его частям. За С., общество существует для блага своих членов, а не наоборот, оно не может и не должно поглощать отдельную личность. Человек не должен отдавать весь свой труд обществу и получать с общ. достояние лишь ту часть, которую общество выделит ей; тогда она раб общества. Главной чертой рабства С. считал принудительный труд, характерную для социализма, который в любой форме напоминает рабство, С. был непримиримым противником социализма, не видел в нем ни справедливости, ни пользы. С. считал, что благоприятные перемены может принести только медленного совершенствования человеческой природы посредством организации социальной жизни, а социализм остановит развитие высокоразвитой государства и повернет вспять развитие менее развитой.

Несмотря на все недостатки соціол. учение С. большой заслугой ученого в области социологии является то, что он поставил обосновал необходимость разработки теории и практики исследования социальной системы и социальной структуры, взаимодействия системных элементов, положил начало исследованию социальных ин-тов и учреждений как существенных инструментов социального контроля, раскрыл механизмы их деятельности, проанализировал много элементов, которые стали соціол. классикой. Начал органістичний направление в социологии XIX в.

Тв.: Собр. соч.: В 7 Т. СПб., 1866-1869; Соч.: В 7 Т. СПб., 1898-1900; Описательная социология. К., 1878; Слезы, смех г. грациозность. СПб., 1898; Факты и комментарии. СПб., 1903; Автобиография: В 2 Ч. СПб., 1914.