Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Экзистенциализм (от лат. existentiel - существование) - философия существования, одно из самых влиятельных направлений мировой философской мысли XX в. Возникает в конце 20-х годов в Германии (Г. Хайдеггер, К. Ясперс) и в 30-е годы во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар и др.). В 40-50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах, в 60-х годах также и в США. Представители этого направления в Италии - Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании - М. Унамуно, X. Ортега-и-Гассет; в Израиле - М. Бубер; в Африке - Л. Сенгор; в Японии - Нісіда; в арабских странах - Бадані, Тізіні. В США идеи экзистенциализма популяризировали В. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. До экзистенциализма также близки отдельные религиозно-философские направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и немецкая диалектическая теология (К. Барт, П. Тілліх, Г. Бультман).

Философским источником экзистенциализма можно считать иррациональную философию XIX в. - немецкий романтизм, идеи Кьеркегора, "Философия жизни", а также феноменологию Э. Гуссерля. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. Центральной категорией экзистенциализма является понятие "экзистенции" человеческого существования (отсюда и название, которое дал новому философскому направлению (1929 г.) немецкий философ Ф. Хайнеман). Экзистенция - уникальное личностное естество человека, воплощающей в себе духовную, психоэмоциональную неповторимость лица. Личностный характер экзистенции делает ее недосягаемой для любых логико - дискурсивных, рационально-объективных методов познавательного постижения. Вследствие всеобщности методы оказываются принципиально "несоизмеримыми" с личностной (неповторимо-уникальной) природой экзистенции. Поэтому экзистенция, как принципиально несоизмерима с "общим", речово-предметным миром с его рационально-логической структурой, выступает как то, "что не есть" (совокупность возможностей, будущее и др., на которые в основном ориентирована "экзистенция" как на предмет своих желаний, замыслов, планов, проектов), как небытие, ничто. В таком контексте экзистенциализм тяготеет к идеям так называемой ареопагитики ("апофатизма"). В мировоззренческом плане философия экзистенциализма созвучна с кордоцентрично-экзистенциальной ориентацией украинского мировоззренческого менталитета, одним из подтверждений чего является то влияние, которое оказала на формирование экзистенциализма (французский вариант) школа киевского экзистенциализма начала XX вв. (М. Бердяев, Л. Шестов).

Экзистенциализм как философское направление имеет неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако определение "атеистический" по экзистенциализма довольно условное, поскольку признание того, что Бог умер, сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога.

Как философия жизни экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Бытие, согласно екзистенціалізмом, не является эмпирической реальностью, данная нам во внешнем восприятии. Бытие нужно постичь интуитивно. Определяющим для нашего собственного бытия (экзистенции) является его незамкнутість, открытость трансценденции (выхода за свои пределы).

Онтологической предпосылкой трансцендування есть конечность экзистенции, ее смертность. Модусами конечности является временность, историчность и ситуационность" экзистенции. Трансценденційне и сам факт трансцендування различные представители экзистенциализма понимают неодинаково. С религиозной точки зрения трансценденційне - это Бог. В связи с Сартром и Камю, трансценденция - является ничто и выступает как глубинная тайна экзистенции. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, которые признавали реальность тансценденційного, преобладают символические и даже міфоепічні моменты, то учение Сартра и Камю, которые ставили своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, имеют критическое, а иногда нигилистический характер.

Во французском, русском и украинском екзистенціалізмі, а также у Ясперса центральное место занимает проблема человеческой свободы. Марсель и Ясперс считали, что свободу можно обрести лишь в Боге. У Сартра, у которого трансценденция - ничто, нигилистическое понятие, свобода выступает заперечливістю относительно бытия. Свобода человека заключается в том, что она сама себя "проектирует", создает себя, выбирает себя, не руководствуясь ничем, кроме своей собственной субъективности, сущность которой - полная независимость от чего-либо. Человек одинока и лишена всякой онтологической основы. Учение Сартра о свободе граничит с позицией крайнего индивидуализма. В общем свобода в екзистенціалізмі выступает как тяжелое бремя, которое человек должен нести, поскольку она является личностью. Она может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только через отказ от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, у Хайдеггера название "man": это мир, лишенный индивидуальности, в котором все анонимно, в котором не существует субъектов действия, в котором все - "другие" и человек даже по отношению к себе является "другим". Это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что никакой ответственности. Бердяев называет это "миром объективации", признаками которого является поглощение индивидуального, личного общим, общим, лишенным индивидуальности, а также господство необходимости. Общение индивидов, осуществляемое в мире объективации, не является подлинным, оно лишь подчеркивает и усугубляет одиночество каждого. Одним из средств решения этой проблемы, который признает Камю, выступает единение индивидов в бунте против "абсурдного мира, против конечности, смертности, несовершенства и бессмысленности человеческого бытия".

Другое решение проблемы человеческого общения предлагает Марсель, который считает, что подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, атома истинное отношение к бытию заключается в диалоге. Бытия, за Марселем, не "Оно", а "Ты". Поэтому прообразом отношения человека к бытию должно служить отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. Любовь, согласно теории Марселя, есть трансцендентування, прорыв к другому, будь то личность человеческая, то лицо божественное. Поскольку такой прорыв умом постичь невозможно, то Марсель относит его к сфере "таинства".

Прорывом объективирован мира, мира "man", согласно философии экзистенциализма, является не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Осознание того, что все в мире подвергается гибели через конечность самой экзистенции дает основания Ясперсу призвать человечество научиться жить и любить с постоянным сознанием недовгочасності и конечности всего, что человек любит, в конце незащищенности самой любви.

Социально-политические позиции представителей экзистенциализма были разными. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении сопротивления; с конца 60-х годов XX в. позиция Сартра характеризовалась крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали определенное влияние на социально - политическую программу движения "новых левых" (культ насилия, свободы, который перерастает в произвол). Политические ориентации Ясперса и Марселя имели либеральный характер, а взгляды Хайдеггера тяготели к консервативной тенденции.

Гойдєнко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. - М., 1963; Шварц Т. Вот Шопенгауэра к Хейдеггеру. - М., 1964; Современный экзистенциализм. - М., 1966; Буткевич А. М. Вот Фрейда к Хайдеггеру. - М., 1985; Проблема человека в западной философии. - М., 1988; Бердяев Н. О назначении человека. - М., 1983; Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М., 1989; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт.-сост.: В. П. Андрущенко - К., 2002; Политологический словарь (http:/www.home.ricor.ru/l_9/slovar.html); Социологический словарь / Сост.: О. М. Абрамова, А. Н. Рыжов; Ред. проф. Л. Г. Судас (http:// www.chem.msu/su/rus/teaching/sociology/sozslov.html)/

Г. Калінічево