Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Эпоха Просвещения в Европе.
В конце XVII - начале XVIII в. в большинстве стран Европы происходят новые социокультурные изменения в общественной жизни, что знаменовали начало новой эпохи - эпохи Просвещения. Философы эпохи Просвещения выступали с резкой критикой феодального строя и религии, требовали установления новых более прогрессивных общественных отношений, верили в Человека, его высокое призвание и разум с его безграничными возможностями, считали, что распространение образования, пропаганда научных знаний, идей добра и справедливости выступают универсальными средствами общественного прогресса. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен бурным развитием капитализма, науки, ее выходом за пределы университетов и все большего превращения в реальную социальную силу. В Англии в философии эпохи Просвещения формируются новые формы материализма: деїстичний материализм и идеализм - субъективный идеализм. Все философские направления эпохи испытывали непосредственное влияние идей Джона Локка. Ярким представителем Просвещения материалистического деизма тогда выступает Джон Толанд. Ученик и последователь Джона Локка, Джон Толанд продолжил и углубил критику религии и церкви с позиций рационализма, деизма и материализма. В сочинении «Христианство без тайн» направляется критика против мистицизма и иррационализма христианской религии. В другой работе - «Письма к Серены» сформулировано одно из важнейших положений материализма: единство материи и движения, обоснованно том, что материя - это и есть основа мышления.
В начале XVIII в. философы - просветители представляли угрозу для феодальной идеологии, защитники которой не желали покидать свои позиции без борьбы. Эти круги поддерживали Джорджа Беркли - одного из заклятых врагов просвещения, основателя субъективного идеализма. В разрушении материализма как основы «вредного безбожия» и обосновании «империализма», то есть в идеализме, защите и пропаганде религии, Джордж Беркли видел основную цель. Опираясь на сенсуализм Джона Локка и его учение о первичные и вторичные качества, Джордж Беркли пришел к субъективно-идеологического толкования природы ощущений: во-первых, отождествил свойства вещей с ощущениями свойств; во-вторых, выдал ощущения за единственную реальность, а вещи трактовал как комбинирование ощущений и идей. Суть концепции отражено в известном высказывании Джорджа Беркли «Быть-значит восприниматься чувствами». С таких позиций вытекало стремление дискредитировать основное понятие материализма - понятие материя. Опираясь на учение Джона Локка о субъективности вторичных качеств, Джордж Беркли сделал вывод о субъективности и первичных, утверждал, что яблоко - это совокупность желтого, красного, кислого, круглого, сочного (вторичных качеств), то есть совокупность человеческих ощущений. Что же остается от яблока, если отбросить ощущение желтого, кислого и т.д? Ничего. Джордж Беркли добавляет: если материалистам нравится называть это ничто материей, то тогда можно согласиться, что материя и ничто - это то же самое. Поскольку нет чувственного восприятия материи, а есть только восприятие отдельных вещей, каждая из которых - это сумма ощущений, то материи не существует. Последовательное развитие субъективно-идеалистической точки зрения неизбежно приводит к солипсизма (один, единственный), то есть признание реально существующим только одного воспринимающего, мыслящего субъекта.
Абсурдность социализма понимал и сам Джордж Беркли, а потому всякими способами пытался преодолеть, стремился доказать непрерывность существования вещей, выводя ее из одновременности восприятия вещей многими людьми, ввел понятие «везде проникающего вечного духа», то есть Бога, восприятие которого и обеспечивает, в конце концов, непрерывность существования мира. С позиций субъективного идеализма пытается выработать новое обоснование бытия Бога: чувственные вещи реально существуют и воспринимаются бесконечным духом, а потому безграничный дух или Бог существует. Такое доказательство бытия Бога не поддержало даже английское духовенство за субъективизм. Абсолютизируя ощущения, полностью отделяя от них объективное содержание, Джордж Беркли пришел ложных философских выводов. Субъективные взгляды Джорджа Беркли критиковали материалисты и идеалисты, теологи и поэты.
С критикой философии Джорджа Беркли выступил еще один представитель субъективного идеализма, Дэвид Юм - скептик, основатель агностицизма (учения о принципиальной непознаваемости мира). Рассматривая реалии как поток впечатлений, считалось, что причины, которые вызывают ощущение, принципиально невозможно познать, то есть нельзя достоверно знать, существует ли окружающий мир вне ощущений человека. Но нельзя доказать и то, что мир объективно не существует, а выступает лишь комплексом ощущений человека. В защиту своей точки зрения Дэвид Юм приводил аргументы: опыт дает людям знания только о прошлом. Привычка же заставляет делать выводы по аналогии, но не может дать достоверного знания. Нельзя познать и причинная связь. Агностицизм Дэвида Юма имел влияние на идеализм, стал источником неопозитивизма. Учение Дэвида Юма завершает развитие эмпирической традиции.