Приложение 6
Пример:’Концепция создания
технологического парка «Инновационные технологии 3000»
Определяющим условием создания Технологического
парка (далее-Технопарк) является возможность интеграции существующего научного и
технологического потенциала, а также высококвалифицированных кадров и информационных
ресурсов учреждений научно-образовательного комплекса и производственной инфраструктуры
трансприкордонного сообщества Еврорегион ДНЕПР (Черниговская область,
Украина, Гомельская область, Беларусь) и других партнеров на основе определения
приоритетов и развития перспективных, конкурентоспособных направлений.
Технопарк будет располагаться в г.
Чернигове на базе Ремонтно - механического завода «Октябрьский молот» по адресу
ул. Мира, 194. Технопарк будет представлять собой самодостаточную территорию в центре
города с необходимыми коммуникациями и инфраструктурой.
1. Цели и задачи.
Основными целями деятельности
Технопарка определены:
• Развитие венчурной и
инвестиционной деятельности;
• Создание условий для развития
наукоемких технологий;
• Содействие энергетической безопасности
и развития альтернативных источников энергии;
• Развитие новых и действующих
предприятий в сфере инноваций и высоких технологий, создание условий для развития
инновационного и малого предпринимательства;
• Коммерциализация потенциала
научно-технического и образовательного комплекса региона;
• Создание новых рабочих мест и
условий по предотвращению «утечки мозгов»;
• Улучшение экологического
среды.
Цели проекта будут достигнуты за
посредством решения следующих задач:
• Создание комплекса
объектов деловой и социальной
инфраструктуры,
обеспечивающих развитие деловой активности,
нормальные
условия для производственной деятельности, проживания и отдыха сотрудников
компаний, работающих в Технопарке, что включает общественно-деловой центр,
жилую зону с объектами социальной
инфраструктуры,
объекты инженерной инфраструктуры для обеспечения вновь созданных и действующих
объектов;
• Формирование развития сервисной
инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса и услуг коллективного
пользования;
• Формирование механизмов по
созданию и эффективному сопровождения инновационных бизнесов;
• Создание эффективного
механизма управления Технопарком.
2. Инициаторы проекта и партнеры:
• Агентство регионального
развития «Вектор» г. Чернигов;
• ОАО «Октябрьский Молот» г.
Чернигов;
• ЗАО «региональное Гомельське
агентство экономического развития» г. Гомель, Беларусь.
Партнерами являются органы власти, неправительственные
организации, научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, субъекты
хозяйствования и другие заинтересованные организации Черниговской и Гомельской
областей. Партнерские отношения определены Соглашением о партнерстве от 3 января
2007 года.
3. Научно-технический и кадровый
потенциал региона.
Уникальность экономико-географического
положение региона определяется его расположением на границе трех государств -
Украины, России и Беларуси, что является потенциальным преимуществом для иностранного
инвестирования. Имеется развитая транспортная сеть, регион пересекают автомагистрали
государственного значения: Одесса - Киев - Гомель-С.Петербург; Киев-Москва; Киев
- Минск - Вильнюс - Рига. Регион имеет значительный научно-технический и кадровый
потенциал:
Гомельская область:
В Гомельской области расположены 3
институты Национальной академии наук Беларуси, 8 высших учебных заведений (не
учитывая филиалов, отделений и представительств), более 20 отраслевых научные и
проектніих институтов, специальных конструкторских и конструкторско-
технологических бюро. Работают региональные отделения Белорусской инженерной и
инженерно-технологической академии, Белорусской научно - промышленной ассоциации,
Белорусского общества изобретателей и рационализаторов. В январе 2006 года в
Гомеле открылась Гомельский филиал Национальной академии наук Беларуси.
Численность работников,
выполняют исследования и разработки, в Гомельской области составляет около 3000
муж. В области работают 145 докторов и 1081 кандидат наук, в том числе 2
академика и 7 членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси.
Практически 90 % исследований и разработок, выполненных научными организациями
Гомельской области, носят прикладной характер.
4. Основные положения концепции.
4.1. Функциональная структура
технопарка и услуги коллективного пользования.
Функциональная структура Технопарка
будет состоять из двух компонентов:
• Инновационно-Производственная
инфраструктура;
• Социальная инфраструктура;
В состав Инновационно-Производственной
инфраструктуры войдут:
• Научный Совет Технопарка (см.
Положение о Научном Совете)
• Центр трансфера технологий (содействие
в поиске и разработке технологий, оптимизации путей финансирования инновационных
проектов, передача инноваций в коммерческое использование, распространения уже существующих
технологий).
• Центр обслуживания инвестора
(Изучение и распространение информации о инвестиционный климат, инфраструктуру и
инвестиционные проекты, организационная поддержка визитов и переговоров. Поиск
партнеров, сопровождение нового бизнеса для компаний, которые рассматривают регион как
место размещения своего бизнеса).
• Инкубатор малого предпринимательства
(Поддержка развития малого бизнеса: льготные ставки арендной платы,
специально оборудованные помещения, всесторонняя поддержка).
• Информационно-консультационный центр
(Создание и продвижение бренда Технопарка, реализация мероприятий, направленных на
создание имиджа и устойчивое развитие Технопарка).
• Консалтинговые услуги:
корпоративное и бизнес обучение, бизнес-планирования и услуги в сфере
инвестиционной деятельности, маркетинг, менеджмент, проектный менеджмент.
• Учебные, презентационные,
переговорные, выставочные помещения; информационные услуги. Предоставление услуг
доступа к сети Интернет. Печать, сканирование, обработка информации и работа с
различными носителями информации. Услуги электронного секретаря.
Одной из существенных конкурентных
преимуществ технопарка будет создание социальной инфраструктуры, мінімістечка для
жизнеобеспечения работников технопарка. Учитывая то, что площадка
технопарка находится в центре города, социальная инфраструктура будет работать и
для населения города.
В состав Социальной инфраструктуры
войдут:
• Торгово-выставочные площади;
• Отель;
• Объекты питания;
• Бытовые услуги;
• Автосервис;
• Спортивно - оздоровительный комплекс;
• Охрана объектов технопарка;
• Другое.
4.2. Принципы функционирования Технопарка.
Основным принципом создания технопарка является партнерство между местными властями,
научными институтами, бизнесом и общественностью, что закреплено соглашением о
партнерство. Функционирования Технопарка
будет строиться на
следующих принципах:
- степень специализации -
универсальность (резидентами Технопарка
могут быть компании
различной отраслевой и технологической направленности). Особое внимание будет уделено
развития телекоммуникационной инфраструктуры, потому что ее уровень определяет
возможность широкого распространения информационных технологий.
- «Якорная» компания - Производственное
предприятие «Металлинвест». Качественное планирование физической инфраструктуры,
доступность услуг коллективного пользования.
- Самоокупаемость (начинаем с
небольших но реальных проектов, дающих быстрый результат).
- Конкурсный отбор инновационных
проектов и резидентов технопарка
на основе соответствия
базовым критериям.
- Приведение научной идеи до
коммерческого успеха.
- Защита прав интеллектуальной
собственности.
- Государственная поддержка деятельности технопарка в соответствии с законодательством Украины.
- Приоритет - устойчивое развитие Технопарка.
4.3. Управление Технопарком и отношения с резидентами.
Управление Технопарком осуществляется Администрацией
Технопарка,
что создается
учредителями в виде некоммерческой организации «Технопарк «Инновационные
технологии 3000».
Вхождение предприятий-резидентов в
структуру Технопарка будет происходить по отдельным
двусторонних договорах, которые определяют обязанности предприятий и Администрации Технопарка по отношению друг к другу, а
также условия, на основании которых предприятие может войти и выйти из структуры Технопарка. Вхождение предприятий в структуру технопарка и выход из нее является добровольным, за
исключением случаев, когда предприятие нарушает ранее заключенные договоры и
Администрация Технопарка
в праве исключить такую
организацию со своей структурой.
Организационная форма Администрации
технопарка обеспечит:
• организационно-правовые
гарантии интересов резидентов технопарка и инвесторов;
• условия для развития
инновационной деятельности резидентам технопарка;
• развитие учебно-лабораторной
и производственной базы на основе новых технологий;
• целевое использование
инвестиций;
• размещение на производственных
площадях технопарка участка (лаборатории) инновационного проекта;
• правовое, финансово-
экономическое, бухгалтерское, рекламное и др. виды обеспечения реализации
инвестиционного проекта;
• только целевое использование
полученных средств, которые отчисляются на развитие инновационной деятельности;
• полную прозрачность использования
средств для научного учреждения, учредителей и инвесторов (грантодавачів).
• финансовую и экономическую
стабильность Администрации за счет:
бюджетных
источников, инвестиций и грантов; услуг коллективного пользования, арендных
платежей, полученных от сдачи в аренду части производственных, офисных и других
помещений.
4.4. Политика ценообразования на аренду
и услуги коллективного пользования - будет строиться на следующих
принципах:
• Для якорных компаний
- льготные ставки на арендную плату и
услуги
коллективного пользования на срок до 7 лет.
• Для резидентов технопарка
- средньоміські ставки на арендную
плату и фиксированные тарифы на услуги коллективного
пользования.
• Для малых предприятий
бизнес-инкубатора - льготные ставки на арендную плату и услуги коллективного
пользование на срок до 3-х лет пребывания в бизнес-инкубаторе. На срок
свыше трех лет - на общих основаниях.
4.5. Финансирование Технопарка.
С целью выполнения мероприятий по созданию и деятельности Технопарка будут
привлечены финансовые ресурсы из следующих источников:
• Средства учредителей
Технопарка;
• Средства от собственной
деятельности Технопарка;
• Гранты фондов и
международных программ;
• Средства венчурных
компаний и фондов;
• Государственное финансирование;
• Другие источники.
Для строительства объектов социальной
инфраструктуры Технопарка
будут привлечены
частные инвестиции. Ориентировочная стоимость проекта около 500 млн.$, в том числе 110
млн. $ - объем строительных работ (включая объекты инженерной инфраструктуры).
4.6. Основные параметры Технопарка:
• Число предприятий -
резидентов - 60;
• Число рабочих мест на
предприятиях - резидентах - около 1000.
• Объекты строительства на
территории Технопарка
(предварительно).
• Офисные и учебные помещения
- 12 602,0 м.кв.
• Торгово-выставочные площади - 28
814,0 м.кв.
• Производственные помещения - 20
162,0 м.кв.
• Интернет - 120,0 м.кв.
• Жилищное строительство - 9 000,0
м.кв.
• Гостиница с объектами
социальной инфраструктуры - 24466,0 м.кв.
• Другие объекты социальной
инфраструктуры - 576,0 кв.м.
5. Этапы реализации проекта:
1 этап - 2007 - 2008 г.
• разработка концепции создания
и деятельности технопарка;
• разработка и утверждение
проекта зон территории технопарка;
• создание Научного Совета технопарка;
• продвижение технопарка, привлечение инвесторов;
• реализация проекта «Создание
трансграничного Центра инновационных технологий, коммуникаций и бизнеса для
содействие эффективному развитию территориальных общин Еврорегиона «Днепр».
• создание основной
конкурентного преимущества технопарка
- в виде социальной
инфраструктуры.
2 этап - до 2012 года.
• Строительство объектов Технопарка, поэтапное введение объектов в
эксплуатацию.
Учитывая, что площадка технопарка имеет инженерные коммуникации (газ,
вода, электроэнергия, канализация, связь), любой объект
инновационно-производственной или социальной инфраструктуры технопарка может быть автономно введен в
эксплуатацию и функционировать независимо от состояния других объектов.
6. Конкурентные преимущества Технопарка
«Инновационные технологии 3000»:
• Выгодное территориальное
расположение - центр города, непосредственная близость к границе России и
Беларуси, развитая транспортная инфраструктура;
• Самодостаточная территория
технопарка, наличие социальной инфраструктуры и всех коммуникаций;
• Обеспечено юридический,
консалтинговое и аудиторское сопровождение резидентам технопарка;
• Хорошие возможности для
дальнейшего развития производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
• Инвестиционная привлекательность
региона;
• Повышение квалификации
молодых специалистов, привлечение высококвалифицированных менеджеров;
• Поскольку проект создания
технопарка реализуется в рамках деятельности Еврорегиона «ДНЕПР», Еврорегион
можно рассматривать как дополнительный инструмент продвижения и развития технопарка.
7. Основные направления государственной
поддержки (согласно законодательства).
В Украине создан специальный
режим инновационной деятельности - правовой режим, который действует с даты регистрации
инновационных проектов в течение всего периода выполнения проектов по
приоритетным направлениям деятельности технологических парков.
Государственное содействие инновационной
деятельности технопарков осуществляется путем государственной финансовой поддержки и
выделение целевых субсидий для проектов технопарков.
Закон Украины № 991-XIV от 16 июля
1999 года с изменениями к Закону и Постановлению Кабинета Министров Украины
предполагают установление налоговых льгот и целевого субсидирования. Кроме того,
проекты технопарка являются приоритетными для привлечения средств Украинской государственной
инновационной компании и ее региональных отделений.
Технопаркам дается право
начислять ускоренную амортизацию - ежегодно 20% - по основным фондам групп 3 и
4. При этом амортизация основных фондов 3-й группы должна проводиться до тех пор,
пока балансовая стоимость группы не достигнет нулевого значения.
Расчеты по экспортно-импортным
операциях, которые происходят при выполнении инновационных проектов, проводимых в
срок до 150 календарных дней. Средства, поступившие в иностранной валюте от
реализации продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг)
технопарков, не подлежат обязательной продаже