Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 106

Тема. Тренировочные упражнения по теме «Строение слова. Орфография». Культура речи.

Использование в речи слов с приставками и суффиксами, которые придают тексту эмоциональную окраску и выразительность

 

Цель:

· обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся об значимые части слова, умение выделять значимые части слова, подбирать однокоренные слова, образовывать формы слова; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, личностную, творческую, познавательную;

· развивающая: развивать творческое и логическое мышление, познавательную активность учащихся, воображение, умение обобщать и систематизировать изученный материал, повышать языковую и речевую культуру пятиклассников;

· воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, ее красоте, бережное отношение к ней, уважение к украинским обычаям, традициям, желание изучать прошлое украинского народа, любовь к родному языку, его красоте и благозвучию.

Внутрішньопредметні связи: правописание, культура речи и стилистика, текст.

Межпредметные связи: украинская литература, история.

Оборудование: карточки со схемами.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Эмоциональная зарядка

Мы все - с украинского поля,

С голубизны его высоты.

Поэтому-то нам выпала доля -

Не гнутись, к солнцу расти.

И будем вещими, выше!

Пусть нам потеряется счет.

Если только себя не понищимо,

Никто нас не уничтожит век.

В. Сиренко

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои знания, умения по теме «Строение слова. Орфография». Выполним разнообразные упражнения на закрепление ваших практических умений.

 

III. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА С ЦЕЛЬЮ ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО

Фронтальная беседа

· Раздел науки о языке изучает строение слова?

· Какая часть слова содержит лексическое значение слова?

· Какие части слова могут входить в основу?

· Какая переменная значимая часть слова выражает его грамматическое значение?

· Для чего служит окончание?

· Имеют окончания неизменные слова? Приведите примеры неизменяемых слов.

· Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

· Приведите примеры однокоренных слов, определите в них корень. Дайте определение корня,

· Что называется приставкой? суффиксом?

Языковой анализ

► Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограми. Сделайте морфемний анализ выделенных слов по алгоритму. Найдите слова с нулевым окончанием. Докажите свое мнение. Продолжите высказывания.

Пр..красный аист в полете, и пр..красный его полет, ..хожий на бе..звучащую мелодию, что всегда вызывает восторг (Есть. Гуцало).

 

 

Работа с однокоренными словами

► Первый вариант подбирает однокоренные слова к словам дорога, край, второй вариант - к словам солнце, аист. Составьте с ними предложения.

 

V. РАБОТА НАД ВЫВОДАМИ

Стилистическое исследование

► Прочитайте выразительно стихотворение. Укажите слова, что больше всего подчеркивают текст. С помощью чего это происходит?

Маленькая,

Малюсенькая,

Манюнька,

Одним одна,

Самая-самая

На яблоньку

Раскрыла клювик

Почка,

А вокруг -

Куда не глянь -

Зима.

Такая стоит в мире

Стужа!

Такие снега!

А почка - за свое:

Только раскрыла клювик -

И щебечет,

Витьохкує,

Чирикает,

Кует.

И все о том,

Что лето - недалече.

А. Кичинский

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ПОВТОРЕННОГО

Игра «Составь схему слова»

► Каждый ученик получает карточку, на которой схематично обозначены значимые части слова. Учитель называет слова, а ученики, становясь в правильном порядке, составляют схему слов.

Днепр, днепровский; Кий, Киев; порог, Запорожье, запорожский.

Игра «Допиши пословицу»

► 3 слов (описывать, бандура, отец, государственный, весна, хлебороб, Наденька, калина, ароматный) выпишите только словазсуфіксами. Если правильно будет выполнена задача, то из начальных букв выписанных слов получится слово, которое является окончанием предлагаемого высказывания о Родине:

«Отечества есть разные на свете, а у меня лучшая - ...» (одна).

Исследования-сопоставление

► Прочитайте слова. Определите устно в них суффиксы и префиксы и выясните, как эти морфемы влияют на значение слов.

Становление, формулировки, архаизм, посредничество, упрямец,верзила, тонісінький, ординарный, ровненький, гостинчик, порозходитись, древний, историзм, действительность, бездарь, мальчишка, хатиночка, зверек, вовчище, водица.

Посоревнуйтесь!

► Кто образует от слова бабушка больше всего слов с новым оттенком значения с помощью суффиксов положительной оценки?

► Кто образует от слова кот больше всего слов с новым оттенком значения?

Работа в парах

► Подберите каждый по 5-7 слов с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение или употребляются на определение огрубленности, увеличение. Прочитайте эти слова однокласснику (однокласснице), предложите объяснить значение и эмоциональную окраску слов, а с одним словом (на выбор) составить предложение.

► Подумайте над вопросами.

∎ Сколько приставок в слове вдогонку?

∎ Или одинаковое значение имеет словообразовательная часть авто в словах автопортрет, автоответчик, автомобиль?

 

VI. ИТОГ УРОКА

Минутка-веселинка

Инсценировка юморески П. Глазового «Учение - свет».

Зубрит дед английский язык,

Хоть ему уже около ста.

Со словарем сказки детские

Потихоньку чита.

- Эй, окей, май диа баба, -

Раз повел он мудрую вещь.

Баба злится: «Что это значит?»

- Поставь валенки в печь.

Утром баба деда будит:

- Ге, окей, шурляй, мурли.

Дед спрашивает: - Что это значит?

- Правый валенок сгорел.

Комментарий учителя. Дети, желаю вам в совершенстве знать все языки, которые вы изучаете, потому что этого требует настоящее. Нашей стране нужны высокообразованные, умные люди. Но родной язык вы должны любить, изучать и знать лучше.

Сегодня на уроке мы хорошо поработали.

Рефлексия

· Какую тему мы изучали?

· Какие значимые части слова мы уже знаем?

· Приведите пример к ним.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение по учебнику.

► Подготовьтесь к контрольной работе.

► Подберите 5-7 слов, которые имеют необычное строение (для викторины).