УРОК № 46
Тема. Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. «Ты живешь на свете не один»
Цель: сформировать у учащихся представление об имени прилагательном как самостоятельной части речи, его изменении и синтаксической роли; дать сведения о трех разрядах прилагательных по значению и грамматической форме (качественные, относительные, притяжательные); работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Именами прилагательными называются слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? чей? Например: синий шерстяной сестрин костюм.
Так как прилагательные обозначают признаки предметов, то в речи они употребляются при именах существительных. Прилагательное согласуется с существительным, т. е. ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится, например: зимний день, зимняя погода, о зимней погоде.
Согласуясь с существительными, прилагательные изменяются следующим образом:
1) по числам, например: новая книга — новые книги;
2) в единственном числе по родам: новый костюм, новая форма, новое пальто;
3) в обоих числах по падежам, например: именительный падеж — новый костюм, новые костюмы; родительный падеж — нового костюма, новых костюмов; дательный падеж — новому костюму, новым костюмам и т. д.
В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми, например:
Имя прилагательное имеет начальную форму. Это именительный падеж, единственное число, мужской род.
Имена прилагательные, сочетаясь с несклоняемыми существительными, помогают определить значение этих существительных, например: розовый фламинго (И. п., ед. ч.), розового фламинго (Р. п., ед. ч.), розовые фламинго (И. п., мн. ч.).
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.
Прослушайте предложения. Укажите прилагательные, их число и род. Выпишите только словосочетания с прилагательными. Окончания прилагательных обозначьте.
1) Белизна снега, белый снег, белеет снег; 2) румянец на щеках, румяные щеки, мороз румянит щеки; 3) свежее утро, свежесть утра, начинается свежесть; 4) холодная ночь, холод ночи, к ночи похолодало; 5) желтизна леса, желтые листья, листья желтеют; 6) синева моря, синее море, море синеет; 7) богатство страны, богатая страна, страна богатеет.
3. Объяснение учителя.
По значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени, например: темная (туча). Туча над нами темнее, чем все остальные.
Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или в меньшей степени. Например, не может проявиться в различной степени признак в слове деревянный: деревянный дом, деревянная ложка, деревянная пуговица.
Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан, состоит предмет (глиняный, каменный), пространственные, временные признаки предмета (здешний, городской, вчерашний, январский) и др.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье? Например: сестрин, волчий, лисий.
4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.
Распределите прилагательные по трем столбикам: в первом запишите качественные, во втором — относительные, в третьем — притяжательные.
Сладкий, дремучий, папин, маленький, широкий, зимний, яблочный, верблюжий, еловый, пастуший, внучкин, высокий, верхний, чистый, заячий, письменный, аккуратный, песчаный.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределительный диктант.
Запишите данные относительные прилагательные по таким группам: характеризующие предмет 1) по материалу, 2) по месту, 3) по времени, 4) по действию.
Сегодняшний, сельский, обледенелый, набивной, серебряный, соломенный, кожаный, вчерашний, передний, задний, верхний, утренний, подземный, нагревательный, семенной.
2. Выборочный диктант.
Прослушайте текст. Выпишите словосочетания «качественное прилагательное + существительное» в начальной форме.
Фразеологизм сизифов труд употребляется в значении «тяжелая, бесконечная и бесплодная работа». Возник он из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за обман богов присужден Зевсом к вечной муке в подземном царстве. Сизиф вкатывает на гору огромный камень. Около самой вершины камень вырывается из его рук и с шумом падает вниз. Снова принимается Сизиф за работу.
3. Объяснительный диктант.
Найдите в предложениях притяжательные прилагательные. Объясните, по каким признакам вы определили принадлежность прилагательных к этому типу.
1) Лисичка сидит да приговаривает: «Мерзни, мерзни, волчий хвост». 2) Подивился старик лисьей хитрости. 3) «Кто там бежит?» — спрашивает лисица, услышав собачий лай. 4) Поселилась лиса в заячьей избенке, а зайчика выгнала. 5) Содрал волк баранью шкуру и ждет Котофея Ивановича.
(Из русских сказок)
4. Работа над устным сочинением.
Посмотрите за окно. Что вы видите? Опишите сегодняшний день, используя прилагательные.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Решение задачи.
Упр. 501.
2. Творческая работа.
Упр. 502.
3. Задание и беседа с учащимися.
Прочитайте частушки (учебник, с. 229—230).
— Что называют частушками?
— Какие правила поведения высмеяны в прочитанных вами частушках?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 42. Упр. 488, 491. Выучить наизусть две-три частушки (по выбору учащихся).