Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 47 (вариант А)
Тема. ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА. ГОСУДАРСТВА. СВЯЗИ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Цель: дать учащимся понятие об общей характеристике населения, учить учащихся понимать политическую карту, наносить на контурную карту страны и города с большим количеством населения, ознакомить учащихся с населением и хозяйством США и другими государствами материка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: политическая карта Северной Америки, карта народов мира, США, контурные карты, атласы.
опорные и базовые понятия: население, народность, нация, этнический состав населения, аборигены, хозяйство, площадь территории, юг и восток материка - районы, в первую очередь заселялись европейцами, крупнейшие города, плотность населения, коренные жители - индейцы, столицы государств.
Географическая номенклатура: страны: Канада, Мексика, США, Панама, Коста-Рика, Никарагуа, Гондурас, Куба, Ґватемала; столицы стран: Оттава, Вашингтон, Мехико, Панама, Сан-Хосе, Манаґуа, Теґусіґальпа, Гавана, Ґватемала.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Определение темы и задач урока, самопроверка подготовки к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Географическая эстафета»
• Назовите современную численность населения мира.
• Представители каких рас проживают на материке?
• Из каких групп состоит население Южной Америки?
• Представители каких стран участвовали в освоении территории материка?
• Что изображают на политической карте?
2. Прием «Экспресс-тест»
1. Страна, из которой вывозят продукты горнодобывающей промышленности, лес, бумага и пшеницу:
а) США; б) Канада; в) Мексика; г) Куба.
2. Культура этой страны включает элементы негритянской музыки и песен:
а) Мексики; б) Канады; в) США; г) Кубу.
3. Много памятников индейской культуры сохранилось в:
а) США; б) Мексика; в) Куба; г) Канаде.
4. Извержения вулканов наблюдаются в:
а) Мексике и Канаде; б) США; в) США и Мексике; г) Канаде.
5. Страны на территории которых на равнинах наблюдаются частые торнадо (смерчи):
а) США и Канада; б) Канада; в) Мексика и Канада; г) США.
6. Степи и переменно-влажные леса занимают большие площади в:
а) США и Канаде; б) Канаде; в) США; г) в Мексике.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Удивлю всех»
Учитель. Представим себе: проснулись мы утром, выглянули в окно, а за окном местность незнакомая и часы, будто сломался, показывает время
не верно. Вышли на улицу - язык не украинский, а все в основном английский и французский, и улицы имеют не название, а номер. Коренных жителей не часто встретишь, и они - индейцы, эскимосы, алеуты. Как вы думаете, дети, в какую страну Северной Америки мы попали?
IV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя о численность населения, особенности его размещения по территории материка, крупнейшие страны.
2. Опережающие задания
Рассказ об украинской диаспоре; памятник Тарасу Шевченко; США; украинцев в США; Мексика; Куба - островное государство.
3. Прием «Картографическая лаборатория»
Задачи. Найдите на политической карте Северной Америки в страны, о которых шел рассказ, покажите их на стенной карте, назовите их столицы и страны материка, с которыми они граничат.
V. Закрепление изученного материала
1). Прием «Экспресс-тест»
1. Индейцы Северной Америки являются представителями расы:
а) европеоидной; б) монголоидной; в) негроидной.
2. Крупнейшим государством на материке Северная Америка являются:
а) США; б) Мексика; в) Канада.
3. Государственным языком Мексики признана:
а) испанский; б) английский; в) французская.
4. Крупнейший город на материке:
а) Нью-Йорк; б) Мехико; в) Монреаль.
2). Прием «Микрофон»
• Какую роль в формировании населения Северной Америки сыграла колонизация Африки?
• В чем причины неравномерного расселения населения на материке?
• Какие районы Северной Америки наиболее густо заселены? Почему?
• Сравните географическое положение США и Канады.
• Где расположена страна-село Канада?
• Почему США и Канаду относят к числу многонациональных государств?
3. Прием «Мозговой штурм»
Задачи. Проанализируйте зависимость густоты населения определенных частей Северной Америки от особенностей природных условий и исторических факторов.
4. Прием «Картографический практикум»
Задачи. Нанесите на контурную карту страны Северной Америки со столицами.
VI. Итог урока
Что мы изучили и чему научились сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий материал учебника.
• Подготовить сообщения по темам:
1. Украинская диаспора в Канаде.
2. Украинская диаспора в США.
• Составить вопросы к теме Северная Америка, которые будут начинаться со слова «Почему?»
Дополнительный материал к уроку
В наше время единственным человеком, в которого попал метеорит, была американка мисс Энн Ходжез. 30 ноября 1954 года небесный камень весом
4 килограмма и размером около 18 сантиметров пробил крышу дома и ударил хозяйку по руке и бедру. Медицинский осмотр показал, что здоровье Е. Ходжез опасений не вызывало. Однако пострадавшую все же пришлось спрятать в больницу, чтобы избавить от наплыва любопытных.