Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Эвтаназия (от греч. еи - хорошо и thanatos - смерть) - 1) добровольная, согласованная с врачом смерть неизлечимо больного с помощью специальных обезболивающих средств; 2) одна из древних философско-этических проблем. В античные времена вопрос Е. связывали прежде всего с суицидом или самоубийством, то есть добровольным лишением себя жизни. Так, стоики, считая главной целью человека добропорядочная жизнь в согласии с природой, с одной стороны, а с другой - наличием случаев невозможности жить и действовать разумно и морально, считали одной из добродетелей способность своевременно отказаться от жизни, но при этом подчеркивали, что "прекрасным и умным" может быть только самоубийство, которое адекватное безысходности обстоятельств. С позиций эпикурейцев, жизнь прекрасна и гармоничное при условии возможности добровольно уйти в небытие, когда реальность перестает приносить наслаждение и переходит в страдание. Дальнейшая история философской, теологической мысли представляет разную, а отчасти противоположную интерпретацию природы и значения самоубийства. В частности, с позиции христианства жизнь - величайший дар Божий, а потому лишать его себя или отбирать у кого - то-самый ужасный, самый тяжелый и самый большой грех и это не только нарушение шестой заповеди Божией "не убивай!", а еще больший грех - грех уныния, ропот на Бога и дерзкий бунт против него. Представители Просвещения Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо считали самоубийство деяниям, свободным от всякой греховности, проявлением врожденной для людей свободы. По мнению философа - экзистенциалиста А. Камю, существование человека - это "бытие к смерти", постоянное решение вопроса самоубийства, осуществление выбора и принятие ответственности за собственную жизнь. Согласно современным основополагающими морально-правовыми нормами - в частности правами человека, она имеет право распоряжаться собственным телом и жизнью, его непрерывностью, то есть единолично решать вопрос Е. Другое дело, что использование этого права человеком требует четкого и взвешенного правового обеспечения.

Калинаускас И. Жить надо! - СПб., 1994; Карпов M. M. Смысл жизни человека. - Ростов н/Д, 1991; Моуди Р. Жизнь после жизни. - М„ 1991.

А. Черний