Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - выдающийся французский социолог, создатель социологии как науки. Основные сочинения: "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода", "Самоубийство", "Элементарные формы религиозной жизни" и др.

Е. Дюркгейм родился в небогатой семье потомственного раввина, но не стал ни католиком, ни атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая особой социальной и моральной роли религии, Е. Дюркгейм сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности, он был основателем нового метода для исследования социальных явлений, который получил название "социологизм". "Социологизм", по мнению Дюркгейма, поможет достичь объективного знания об обществе социальным объяснением фактов.

В духе "соціологізму" Е. Дюркгейм исследовал общественное явление - самоубийство и вывел его три типа: а) эгоистическое, обусловлено разрывом социальных связей между индивидом и группой; б) альтруистическое, вызванное полным "растворением" индивида в коллективе; в) аномическое, вызванное социальной разрухой, дезорганизацией, хаосом, царящим в обществе.

Дальнейшие исследования суицидной поведения другими учеными подтвердили правильность выводов Е. Дюркгейма.

Е. Дюркгейм был одним из первых социологов, которые особое значение придавали выяснению природы солидарности, что объединяет людей в определенный "общественный вид". Общество, как утверждает Е. Дюркгейм, немыслимое без солидарности людей, в поисках истоков которой ученый обращается общественного разделения труда, который интегрирует индивидов, обеспечивая единство социального организма и чувство солидарности.

Солидарность, по Е. Дюркгеймом, - это высший моральный принцип, универсальная ценность, которую признают все члены общества. Солидарность бывает двух типов: механическая, свойственная для доиндустриального общества, и органическая, присущая индустриальному обществу.

В обществах с механической солидарностью господствуют нормы уголовного права с репрессивными санкциями, а в обществах с органической солидарностью доминируют нормы кооперативного права с реститутивними санкциями. Эта идея особенно актуальна в наше время.

По мнению французского социолога, различие между двумя видами права отражает различие между двумя видами социальной солидарности. История свидетельствует об уменьшении значения репрессивного права. В традиционном обществе преобладает репрессивное, а в современном - реститутивне право.

Е. Дюркгейм вводит в научный обиход ряд новых понятий, среди которых особое значение имеет понятие "аномия", то есть положение в обществе, который характеризуется отсутствием норм и правил регуляции поведения индивидов, а также наличие нормативного вакуума, когда старые нормы не срабатывают, а новые еще не родились. Такое состояние является характерным для обществ переходного периода, в том числе для современной Украины.

Е. Дюркгейм дал глубокий философский анализ морали и религии, осуществил целостный анализ института семьи, выдвинув идею о ее эволюцию через постепенное отмирание функций вследствие развития самого общества. Моральные нормы становятся цементирующей силой индустриального общества, которая способна обеспечить высокую степень интеграции различных социальных структур, церкви, политических партий, государства и др.

Будучи профессором Сорбонны, он читал лекции студентам, начал издание социологического журнала "Социологический ежегодник". Общие принципы изучения общества легли в основу структурного функционализма, основателем которого является Э. Дюркгейм.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991; Захарченко М. В., Бурлачук В. Ф., Молчанов М. О. и др. Социологическая мысль Украины. - К., 1996; История социологии. - Минск, 1993; История социологии в Западной Европе и США. - М., 2001; Ручка А. А., Танчер В. В. Курс истории теоретической социологии. - К., 1995; Ручка А. А., Танчер В. В. Очерки истории социологической мысли. - К., 1992; Кто есть кто в западной и отечественной социологии: Учебный социологический словарь для студентов. - Львов, 1999.

О. Чижова