Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

В предыдущих разделах речь шла в основном об обще-социологические, специальные и отраслевые социологические теории. Третьим важным уровнем в структуре социологических знаний есть знания, которые получают в результате первичного обобщения данных конкретно-социологических исследований. Все три уровня дополняют друг другу, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

О том, что такое социологическое исследование, как его лучше подготовить, организовать и провести, а собрав по существующей технологии объективный эмпирический материал, правильно обработать, проанализировать его и оформить полученные результаты в соответствующих документах, и говорится в этой части пособия.

 

 

Раздел 7.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ВИДЫ

 

7.1. Что такое социологическое исследование

Под социологическим исследованием обычно понимают систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные о социальном явлении или процессе, изучается. В этом смысле понятие "социологическое исследование" было бы некорректно связывать только с прикладной социологией, например, с изучением ценностных ориентаций личности, проблемам семьи, потребления или формирования общественного мнения. Такой подход, на наш взгляд, сужает возможности социологического познания, оставляет в тени его теоретико-методологическую направленность, априори ограничивает возможности социологии как науки, игнорирует одну из важнейших сторон эмпирического познания - роль теоретических концепций в прикладных исследованиях. Последние в значительной степени определяют не только качество социологического анализа, но и выводы самих конкретно-социологических исследований. Поэтому можно утверждать, что в социологическом исследовании не должно существовать строгой дихотомии: теория и емпірія. Формальное деление, который возник в науке, может только вызвать разрыв между теорией и прикладными исследованиями в социологии, помешать социологам - практикам теоретически осмыслить собственные данные, заставляя представителей теоретического направления "работать" на уровне абстракции, идеализированных объектов, что отдаляет их от социальной реальности.

Итак, социологическое исследование - это процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, то есть речь идет о диалектический процесс, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы познания, что обеспечивает целостность познания и представлений о социальных явлениях. В этом контексте не следует отождествлять и противопоставлять друг другу такие разновидности социологического исследования, как прикладное и эмпирическое, каждое из которых имеет свой гносеологический статус и методологическую роль в структуре социологического исследования.

В современной социологической литературе очень часто понятие "социологическое исследование" употребляется с сочетанием слов "теоретическое", "фундаментальное", "прикладное", "эмпирическое" и т. д. Это одно и тоже, или это принципиально отличные разновидности социологического исследования? Не прибегая к их детального анализа, отметим здесь следующее:

для теоретического социологического исследования решающее значение масс глубокое обобщение накопленного материала в области социальной жизни;

в центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе опроса, анализа документов, наблюдения, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Что касается различий между фундаментальными и прикладными социологическими исследованными, то основой для такого деления является различие в целях и задачах, которые ставятся перед ними: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие - на изучение практических рекомендаций в этой области. И ту и другую направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

Социологическое исследование надо отличать от социального исследования. Последний шире первого. Социологические исследования составляют "ядро" более широких социальных исследований - обществоведческих исследований. Социальными являются исследования, которые проводятся и в других общественных науках - в экономической науке, в политологии, правоведении, этнографии, демографии, культурологии, психологии и т. д. Социология никогда не была и не является монополистом на такие исследования, в том числе и на конкретно-социальные, эмпирические. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках и эмпирических социологических исследований обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии (прежде всего, напрямую со специальными и отраслевыми социологическими теориями).