Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология в вопросах и ответах

41 В чем заключается сущность понятия «власть»?

 

Тема власти в политологии является центральной, поскольку, в конечном итоге, все другие политические проблемы выходят на нее как на мощнейший практически-политический рычаг. Поэтому понимание сущности власти и знания форм, методов и средств ее осуществления является одной из основных предпосылок эффективной политической деятельности.

Власть, властные отношения являются необходимым механизмом регулирования жизни общества, становления его единства. Именно вокруг власти и выраженных в ней политических интересов и потребностей разворачивается политическая деятельность. Ни одно явление в политической истории человечества не повлекло столько трагического, не унесло столько человеческих жизней, как борьба за власть, политическое и духовное господство.

В современном мире, который стремится к политическому освобождению от всех традиционных форм угнетения, проблема власти значительно обострилась. Многие видят в ней один из главных факторов политической неравенства различных социальных подструктур общества. Борьба за власть является полем острейших сражений во всех сферах общественной жизни: в политике, экономике, культуре и на всех уровнях социальной организации.

Изучение сущности власти целесообразно начать с определения этого понятия. Итак, власть - это способность конкретного руководителя заставить людей подчиняться себе. Законность - это уважение к правительству, суверенитет - уважение к стране, а власть - это уважение к конкретному политического руководителя. Только политическая власть (в отличие от политического влияния, манипуляций, насилия) основывается на подчинении народа своему руководителю уже через законность его пребывания при власти. Так, большинство людей подчиняется тем, кто, по их мнению, представляет законную власть: рядовой - офицеру, водитель - регулировщике, студент - профессору. Однако не все: некоторые рядовые нарушают воинскую дисциплину, водители - правила движения, студенты не выполняют задач.

Иногда власть приходит к человеку с вступлением в должность, однако и в этом случае ее нужно постоянно поддерживать. Как и законность, власть строится на психологических отношениях между людьми. Например, президент США получает большие полномочия уже потому, что вступает на эту должность. Дж. Форду подчинялись, несмотря на то что он не избирался на должности ни вице-президента, ни президента: должность вице-президента он занял, будучи лидером меньшинства в палате представителей после отставки Спиро Т. Егню, а когда в отставку вынужден был уйти его предшественник Г. Никсон стал президентом. В Г. Никсона, который был избран на эту должность, возникла проблема: причастен к уотергейтского скандала 1972 г., он почувствовал падение авторитета исполнительной власти, причем настолько сильное, что больше не мог эффективно управлять страной. Потому 1974 г., буквально за день до того, как ему должен быть вынесен вотум недоверия, он подал в отставку. Президент США не может управлять страной единолично - он должен добиться согласия и поддержки Конгресса, судебных властей, общественных служб и различных заинтересованных кругов. Оставшись без этой поддержки, Г. Никсон не смог продолжать политическую карьеру. Его правление стало менее законным.

Насколько зависит покорение власти от страха быть наказанным? В конце концов, рядовой может быть расстрелян, водитель осужден, а студент исключен из учебного заведения. Поэтому возникает вопрос: что дает должностным лицам власть над другими людьми, используя которую они могут отдавать приказы о наказании? Офицеру для этого нужна определенная структура командования, регулировщике - система судебного законодательства, а преподавателю университета - система дисциплинарных взысканий, в соответствии с которой он может отдавать распоряжения. Без всех этих структур должностные лица имели бы совсем небольшие полномочия. Если офицер в состоянии умопомрачения отдаст приказ расстрелять рядового, то, видимо, его не будет выполнено. Ему скажут, что он незаконный и офицер не имеет никакого права его отдавать. И наоборот, если военный суд признал рядового виновным в дезертирстве с места боевых действий, его действительно может быть расстреляны, поскольку в этом случае приказ будет вынесен на законных основаниях.

Однако для того чтобы тебе подчинялись, мало быть просто должностным лицом. Человек, занимающий определенную должность, должен поддерживать к себе уважение. Робкий или малодушний офицер, неуверенный в себе полицейский или нерешительный профессор никогда не смогут добиться полного подчинения. Для эффективного осуществления власти нужно решительно, справедливое и разумное руководство. Малейший намек на коррумпированность подрывает власть.

Отметим, что понятие законности, суверенитета и власти взаимосвязаны. Если речь идет об одно понятие, следует вспоминать и другие; где исчезает одно, там исчезают и другие.

Большинство политологов определяют политическую власть как один из важнейших видов власти, под которым понимают реальную способность определенного состояния, группы, индивида проводить свою линию в политике и в правовых отношениях. Она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных сословий, социальных групп, имеющих в своем распоряжении средства физического, экономического, психологического принуждения, санкционированные системой идеологических и правовых норм.

Итак, политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, решительно влиять на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различных средств - права, авторитета, богатства, принуждения.

К характерным признакам власти относятся: доминирование властной воли, наличие особого аппарата управления, суверенитет органов власти в отношении других государств, монополия на регламентацию жизни общества, возможность принуждения в отношении общества и личности, легитимность (законность). Основных источников власти, как правило, относят: силу, богатство, положение в обществе, организацию, знания и информацию.

Таким образом, конечными субъектами власти являются правящие слои, а непосредственными субъектами политической власти - политические институты и их органы, которые осуществляют руководство различными сферами общественной жизни, имеют в своем распоряжении средства власти, выбирают цели и способы их реализации.