Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 104-105
Тема. Урок развития коммуникативных умений № 23-24 .Контрольний сочинение-рассказ на основе собственного опыта в художественном стиле
Цель:
· обучающая: выявить уровень сформированности умений составлять письменное произведение с учетом цели и адресата речи, типа речи (рассказ на основе собственного опыта), жанра речи (рассказ о случае из жизни), стиль речи (художественный), подчинять высказывание теме и основной мысли, соблюдать требования к речи, находить и исправлять недочеты и ошибки в содержании, построении и речевом оформлении собственных высказываний;
· развивающая: развивать мовленнєво-коммуникативные умения составлять произведения-рассказ о случае из жизни, повышать языковую и речевую культуру пятиклассников;
· воспитательная: воспитывать чувство ответственности, любви к природе.
Внутрішньопредметні связи: лексика, культура речи и стилистика; текст.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: памятки, опорные схемы, словари.
Тип урока: урок развития связной речи урок контрольного произведения.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Создание эмоционального настроя. Тренинг «Я - личность!»
► Закончить предложение: Я хочу... Я надеюсь...
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
«Дешифрувальник»
► Переставьте буквы и сложите в слова и прочитайте тему урока, ртіваннов. іоссновлаго сознательную в доху мужественно листы
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Беседа
· Какие вы знаете типы текстов?
· Чем рассказ отличается от описания и размышления?
· На какой вопрос отвечает произведение-рассказ?
· Какие признаки имеет текст-повествование?
Работа со схемой-опорой
Работа со словарем
► Что такое рассказ?
Повествование - это сообщение о каких-то событиях, которые разворачиваются во времени.
Начало действия → развитие события → конец события
► Как вы понимаете понятие «опыт»?
Опыт (в, ч.) 1. Совокупность знаний, умения, которые приобретаются в жизни, на практике; мудрость, практика, школа, жизнь.
Работа в парах
► Прочитайте начало ученических сочинений. Подберите заголовки.
► Выясните, что они выражают - тему или основную мысль.
► Продолжите их так, чтобы получилось повествование о случае из жизни.
Сочинение 1
Как только немного стемнело, Сережа побежал на улицу на то место, где вчера встретил ежика. Постоял немного и уже хотел идти дальше. Как вдруг увидел, как через дорогу спешил ежик, а за ним бежали еще два маленькие колючие клубочки...
Сочинение 2
Рано утром Маша пошла в лес по землянику. Она быстро набрала полную корзинку ягод и побежала домой. Перепрыгивая через прохладные от росы кочки, девочка споткнулась, упала и уколола колено. Оказалось, что под кочкой был еж. Он запирхав, как мотоцикл. Марийка заплакала от боли, села на кочку и начала платьицем вытирать кровь на ноге.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Работа со схемой-опорой
► Напишите план к сочинению-рассказу на основе собственного опыта.
V. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
Работа с памяткой по составлению произведения
Прислушайтесь к советам!
1. Придумайте название вашего рассказа.
2. Четко определите тему и основную мысль высказывания.
3. Назовите место и время события, о котором рассказываете.
4. Не забывайте, что повествование должно иметь вступление, основную часть и заключение.
5. Обратите внимание на глаголы, потому что именно вокруг действия разворачивается содержание рассказа.
6. На какие мысли вас натолкнуло событие?
VI. НАПИСАНИЕ РАБОТЫ В ЧЕРНОВОМ ВАРИАНТЕ
Ориентировочный объем произведения - 0,5-1,0 страницы.
Справка (при необходимости): В рассказе использовать слова и словосочетания давно, недавно, скоро, пушистый, решить, ласковые глазки, забавная походка, озорник.
VII. РЕДАКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЗА ПАМЯТНИКОМ И ПЕРЕПИСЫВАНИЕ
Памятка
1. Содержание сочинения должен соответствовать теме (о чем пишете) и основной мысли (что будете утверждать).
2. Структурируйте произведение согласно составленного плана.
3. Части произведения должны быть логически связаны.
4. Следите за порядком изложения мыслей.
5. Не пишите лишнего, того, что не касается темы.
6. Используйте все богатство украинского языка.
7. Языковые средства, использованные в произведении, должны соответствовать выбранному стилю речи.
VIII. ПРОВЕРКА НАПИСАННОГО
IX. ИТОГ УРОКА
Зачитывание отдельных произведений.
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Подберите из художественной литературы рассказ о случае из жизни животных, составьте его план.