Урок № 49
Тема: Прилагательные твердой и мягкой групп. Склонение прилагательных
Цель: дать учащимся сведения о делении прилагательных на твердую и мягкую группы, формировать у них умение определять принадлежность прилагательных к определенной группе, умение склонять прилагательные, находить орфограму “буква ы, и, й в падежных окончаниях прилагательных”, обосновывать выбор написания соответствующим орфографічним правилом; развивать навыки самостоятельной работы; совершенствовать культуру речи; воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, таблицы.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 235.
Распределительный диктант. Прилагательные твердой и мягкой групп записать в две колонки.
Величественный, искусный, древний, трудолюбивый, летний, посторонний, молодой, средний, присутствует, родителей, Андреев, Марии, мужественный, задний, путник, уверен, жил, ясень, ближний, бывший, ржаной, советов, художественный, телячий, будний, сизый.
Переписать прилагательные, на месте точек дописывая окончания именительного падежа единственного числа мужского рода. Определить, к какой группе принадлежит каждый прилагательное. Зачем прилагательные разделены на группы?
Веснян.. , учорашн.. , стран велся.. , мо.. , городн.. , кутн.. , западного.. , здесь.. , тямущ.. , крепкой.. , внешн.. .
III. Изучение нового материала.
Работа с таблицей.
Склонение прилагательных твердой группы |
Падежи |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Множественное число (для всех родов) |
Н.
Г.
Д.
С.
О.
М. |
народн-ой
народн-ого
народн-ом
как Н.абоР.
народн-ым
(в)народн-ом (-ем) |
народн-а
народн-ой
народн-ой
народн-в
народн-ой
(в)народн-ой |
народн-е
народн-ого
народн-ом
народн-е
народн-ым
(в)народн-ом (-ем) |
народн-и
народн-ых
народн-ым
как Н. или Г.
народн-ыми
(в)народн-ых |
Склонение прилагательных мягкой группы |
Падежи |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Множественное число (для всех родов) |
Н.
Г.
Д.
С.
О.
М. |
давн-й
давнь-ого
давнь-ом
как Н.абоР.
давн-им
(в)давнь-ом (-ем) |
давн-я
давнь-й
давн-й
давн-ю
давнь-й
(в)давн-й |
давн-есть
давнь-ого
давнь-ом
давн-есть
давн-им
(в)давнь-ом (-ем) |
давн-и
давн-ix
давн-им
давн-ix
давн-имы
(в)давн-ix |
Работа у доски. Просклонять прилагательные учебный, образовательный, длинношеий.
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
Представленные словосочетание поставить в родительном и творительном падежах единственного числа. Объяснить правописание падежных окончаний прилагательных и существительных.
Высокая круча, уже предел, горячая каша, просторная площадь, плодородная вишня, ароматная груша, роскошная черешня, ласковая теща, робкая мышь, заячья душа, медвежья услуга, телячья покорность, овечья нрав, волчья пасть, ближняя дача.
Самостоятельная работа. Просклонять по вариантам: сир, одинок.
V. Подведение итогов урока.
VІ. Домашнее задание.
П. 26, упражнение 238.
1 См.: Современный русский язык: Учебник / О.Д.Пономарів, В.В.Різун, Л.Ю.Шевченко и др. - К.: Лыбидь, 1991.- 312 с.
1 Описание помещения сочетает описание места и описание преметів. В описании места «известным» есть указания на местоположение предметов (помередині, справа, в углу), «новым» - названия имеющихся в помещении предметов. В описании предмета «известным» является название предмета или его частей, «новым» - признаки. Таким образом, описание помещения строится так: ГДЕ? - ЧТО? - ЭТО ЧТО?
1 Перечень текстотворчих умений подано в цели урока № 10.
1 См. Украинское правописание/ АН Украины, Ин-т языкознания им. А.потебни; Институт украинского языка. - 4-е изд., испр. и доп. - К.: Наук. думка, 1993.
1 Перечень текстотворчих умений подано в цели урока № 10.
1 Полностью фразеологизм звучит так: на тихії воды, на ясные зори, в край веселый, в мир крещеный.
2См.: Жаборюк А.А. Украинская живопись последней трети ХІХ - начале ХХ века. - К.; Одесса: Лыбидь, 1990. -312 с.
1 См.: Сергей Васильковский: Альбом / Сост. М.М.Безхутрий. - К.: Искусство, 1987. - 167 с.
1 См.: Шевченко Л.Ю. и др. Современный русский язык: Справочник/Л.Ю.Шевченко, В.В.Різун, Ю.В.Лисенко; под ред. О.Д.Пономаріва. - К.: Лыбидь, 1993.