Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 47. РЫНОК ЗЕМЛИ: ОБЪЕКТЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, СУБЪЕКТЫ РЫНКА. РЫНОК ИНФОРМАЦИИ: ОБЪЕКТЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, СУБЪЕКТЫ РЫНКА

 

Цель урока: расширить знания учащихся о функционировании рынка земли; научить различать понятия «объекты купли-продажи», «субъекты рынка», характеризовать принципиальные отличия рынков капитала и денег, строить кривые спроса и предложения на рынке капитала; развивать экономическое мышление.

Основные понятия: рента.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Рынок земли: объекты купли-продажи, субъекты рынка

Рынок природных ресурсов представляет собой участки земли, которые могут быть использованы для обработки, добычи полезных ископаемых и строительства, то есть предполагается купля-продажа или предоставление в аренду земли как пашни, лесного участка, места добычи сырья или участка под застройку.

Цена, которая формируется на рынке ресурсов, называется рентой (R).

Спрос на землю зависит от цены продукции, которая на ней выращивается, от производительности участка земли и ее местонахождение. Предложение на рынке земли является абсолютно неэластичной, поскольку количество земли является величиной фиксированной.

 

 

На рынке земли равновесие устанавливается как результат взаимодействия спроса и предложения (RE - величина равновесной ренты).

 

Рынок информации: объекты купли-продажи, субъекты рынка

На нынешнем этапе развития научно-технического прогресса в результате углубления и развития международных экономических связей, когда все более сложной и разнообразной становится структура производства стран, большое значение приобретает своевременная и точная информация по тому или иному вопросу. В связи с этим сформировался и существует рынок информации как совокупность экономических отношений по поводу сбора, обработки, систематизации информации и продажи ее конечному потребителю.

Объектом купли-продажи на рынке информации является информационный ресурс. К нему относится совокупность знаний: документальных, вещественных сведений и данных, необходимых и достаточных для создания нового конкурентоспособного изделия.

Информация - это редкое благо, овладение которым требует определенных затрат. Между производителем и потребителем на рынке информации становятся посредники, основная функция которых заключается в сборе, обработке и продаже разнообразной информации. За этот вид услуг посредники берут плату в форме комиссионных. Особой цене на рынке информации есть плата за рекламу. В Украине рынок информации только начал формироваться и потребности в нем становятся все более ощутимыми.

 

III. Изучение нового материала

1). Технология «Цитата»

Учитель приводит известное высказывание, а ученики должны объяснить его содержание.

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

2). Установите соответствие.

1. Установите соответствие между рынками и товарами, которые на них продаются.

1) Рынок труда

2) Рынок земли

3) Рынок капиталов

4) Рынок информации

A. Комбайн

Б. Проектная документация

B. Пашенное поле

      Г. Средства в сумме, необходимый для покупки комбайна

2. Установите соответствие между рынками определенных товаров и цене.

1) Рынок труда

2) Рынок земли

3) Рынок капиталов

4) Рынок ценных бумаг

A. Рента

Б. Ставка процента

B. Ставка зарплаты

Г. Курсовая стоимость

3. Установите соответствие между покупателями и соответствующими рынками.

1) Рынок труда

2) Рынок земли

3) Рынок капиталов

4) Рынок ценных бумаг

A. Заемщик

Б. Работодатели

B. Землепользователи

Г. Акционеры

3). Закончите предложения.

1. Различные участки земли приносят своим владельцам разные доходы, поскольку участки отличаются по...

2. Рента, которую платят арендаторы за пользование любой землей, называется...

3. Первичный и вторичный рынки акций отличаются тем, что...

4. Если за устойчивого уровня выплачиваемых дивидендов ставка банковского вьісотка вырастет, то курс акции...

 

IV. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся

Тест

(Время выполнения - 5 мин., один правильный ответ оценивается в 1 балл)

1. Укажите, что из перечисленного является товаром на рынке труда:

а) трудовые контракты;

б) рабочая сила;

в) работники разных специальностей;

г) трудовые книжки.

2. Укажите, что из перечисленного не является товаром на рынке земли:

а) земельные участки под застройку;

б) сельскохозяйственные угодья;

в) земельные площади карьеру по добыче торфа;

г) сельскохозяйственные работники.

3. Укажите, что из перечисленного является товаром на рынке информации:

а) компьютеры;

б) услуги труда программистов;

в) деньги для приобретения компьютера;

г) компьютерные программы.

4. Укажите, как называется цена ценных бумаг на вторичном рынке:

а) номинальная стоимость;

б) курсовая стоимость;

в) реальная стоимость;

г) дивиденд.

5. Определите, что из приведенного является правильным в отношении предложения земли в краткосрочном периоде:

а) предложение земли является абсолютно эластичной;

б) предложение земли является абсолютно неэластичной;

в) предложение земли является единично эластичной;

г) предложение земли является неэластичной.

6. Укажите, какой признак не характеризует современный рынок труда:

а) ресурсный рынок;

б) значительная роль профсоюзов и государства в регулировании ставок заработной платы;

в) заработная плата является одновременно расходами предпринимателей и доходом домохозяйств;

г) спрос на работников является первичным относительно спроса на продукцию, которую изготавливают эти работники.

7. Укажите, как изменяется объем индивидуального предложения труда при росте ставки зарплаты:

а) растет;

б) уменьшается;

в) сначала уменьшается, затем возрастает;

г) сначала возрастает, потом уменьшается.

8. Укажите, какое из приведенных утверждений является более точным:

а) потребитель всегда отдает предпочтение текущему потреблению, сбережениям;

б) потребитель всегда ограничивает текущее потребление для накопления средств для расходов в будущем;

в) потребитель склоняется к увеличению текущего потребления за низкой ставки процента и к сбережениям - за высокой ставки процента;

г) потребитель, выбирая между потреблением и сбережениями, никогда не ориентируется на размер процентной ставки.

9. Укажите, чем определяется ставка ренты на рынке земли сельскохозяйственного пользования в краткосрочном периоде:

а) изменениями спроса на сельскохозяйственную продукцию;

б) плодородием земельных участков;

в) месту расположения земельных участков;

г) желанием землевладельцев продать свои угодья подороже.

10. Определите, что из приведенного приведет к росту спроса на земельные участки под строительство многоэтажных жилых домов:

а) повышение цен на строительные материалы;

б) повышение цен на сельскохозяйственную продукцию;

в) рост спроса на сельскохозяйственную продукцию;

г) рост спроса на жилье.

11. Укажите, кто является продавцом акций на вторичном рынке ценных бумаг:

а) предприятие-эмитент привлекает средства в уставный фонд предприятия;

б) правительство, которое пытается привлечь средства для погашения государственного долга;

в) акционеры;

г) владельцы облигаций.

12. Укажите, чем преимущественно определяется курс акций на вторичном рынке ценных бумаг:

а) номинальной стоимостью акции;

б) размером дивиденда и номинальной стоимостью акции;

в) размером дивиденда и ставкой банковского процента;

г) уровнем ставки банковского процента и номинальной стоимостью акции.

 

V. Итог урока

Вопросы для обсуждения

Почему спрос на землю постоянно растет на протяжении периода существования человечества?

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал учебника.