Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 46 (вариант Б)
Тема. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ МАТЕРИКА. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ КОРДІЛЬЄР.
ПРИМЕРЫ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ. СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ЗАПОВЕДНИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
Цель: сформировать у учащихся систему знаний об особенностях природных комплексов Северной Америки, о заповедные территории и национальные парки, углубить представление учащихся об экологических проблемах и стихийные явления и их последствия; развивать и совершенствовать практические умения учащихся работать с картографическим материалом; воспитывать экологическую культуру у учащихся, подвести их к пониманию факторов экологических проблем.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта природных зон мира, физическая карта Северной Америки, картины природных комплексов материка, слайды, атласы, учебники, рисунки учащихся.
Опорные и базовые понятия: прерии, антропогенное воздействие, заповедники, национальный парк, экология, стихийные явления природы, природная зона, высотная поясность, природный комплекс, климатические пояса, почвы.
Географическая номенклатура: природные зоны, Йеллоустонский национальный парк, каньон Колорадо и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Определение цели и задач урока, готовность учащихся к уроку.
Прием «Аукцион»
Ученики называют, одним предложением характеризуют и показывают на карте объекты географической номенклатуры темы.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Почемучка»
Ученики в классе обмениваются подготовленными дома вопросами и дают на них ответ.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
1. Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. По карте природных зон определите особенности размещения природных зон на территории Северной Америки.
2. Прием «Проблемный вопрос»
Учитель с помощью учеников называет природные зоны Северной Америки и показывает их на карте. Просит сравнить расположение природных зон в Африке и Южной Америке. Ставит проблемный вопрос.
Почему природные зоны на материке имеют не широтное, а меридиональное расположение?
IV. Изучение нового материала
1. Опережающее домашнее задание
Рассказ учащихся о зоны арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, широколиственных и хвойно-широколиственных лесов, степей, прерий.
2. Прием «Мозговой штурм»
Задачи. С помощью карты природных зон сравните высотную поясность Анд и Кордільєр. Отметьте общие и отличительные черты.
3. Рассказ учителя о проблемах охраны и возможного восстановления тех природных богатств, которые еще сохранились, а также экологические проблемы, стихийные явления природы (бури, ураганы, смерчи) и их последствия.
4. Прием «Географический кросс»
• Какие природные зоны наиболее изменены человеком? Почему?
• Природоохранные мероприятия, которые помогают уменьшить экологические проблемы вам известны?
5. Опережающее задание
Рассказ учащихся о природоохранные территории Северной Америки.
V. Закрепление изученного материала
1). Прием «Микрофон»
• Какие природные зоны расположены на материке?
• В чем отличие природных зон материка от других материков?
2). Прием «Экспресс-тест»
1. По разнообразию природных зон Северная Америка:
а) превосходит Африку и Австралию;
б) превосходит Африку и уступает Австралии;
в) уступает Африке, но превосходит Австралию;
г) уступает Африке и Австралии.
2. Пустыни на территории Северной Америки расположены в основном:
а) в Аппалачах; б) в Кордільєрах; г) на Великих равнинах;
г) на Центральных равнинах.
3. Природная зона, характеризующаяся самыми плодородными почвами:
а) зона пустынь; б) прерии; в) зона смешанных лесов; г) зона хвойных лесов.
4. Природная зона, земли которой в основном используются под пашню:
а) высокотравные прерии; б) низкотравні прерии; в) переменно-влажные леса; г) смешанные леса.
5. Природные условия в Мексике позволяют выращивать культуры:
а) умеренного, субтропического и даже тропического поясов;
б) тропического пояса;
в) только умеренного пояса;
г) субтропического пояса.
3. Прием «Географический вернисаж»
Учащиеся рассказывают о животных и растениях, которые они нарисовали дома.
4. Прием «Блицопрос»
• Какое растение изображено на государственном флаге Канады? (Кленовый лист)
• Какой самый большой остров земного шара? (о. Гренландия)
• Какой полуостров Россия продала США? (Аляска, в 1867 г.)
• Назовите столицу США? (Вашингтон)
• Какие горы расположены на западе материка? (Кордильеры)
• Какую залив называют «мешок со льдом»? (Гудзонов)
• Про какую страну говорят: «Если в ней сквозняк, то в странах Латинской Америки уже грипп»? (США)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст в учебнике.
• Обозначить на контурной карте природные зоны Северной Америки.
• Подготовить сообщения о странах материка, связи Украины со странами Северной Америки.
Дополнительный материал к уроку
У северного карликового хомячка, который живет в Мексике и в штатах Аризона и Техас, США, а также в трехпалой карликового тушканчика из Пакистана длина головы вместе с телом составляет 3,6 см, а длина хвоста 7,2 см.