УРОК 46. ПРИМЕРЫ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЗАПОВЕДНИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
Учебная цель: повторить и систематизировать знания о стихийных явлениях природы и их проявление в Северной Америке; способствовать пониманию экологических проблем материка; формировать знания о системе природоохранных мероприятий на материке; совершенствовать практические умения и навыки объяснять причины возникновения экологических проблем и определять пути их решения.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, видеосюжеты о природе уникальных природоохранных территорий материка.
Основные понятия: природный комплекс, антропогенный комплекс, стихийные явления природы, заповедник, национальный парк.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Взаємоопитування (работа в парах)
Ученики обмениваются тестовыми вопросами, которые подготовили дома.
2. Вопрос
• В чем заключается особенность размещения природных зон на материке?
• Назовите природные зоны, которые занимают наибольшие площади.
• Чем природные зоны Северной Америки отличаются от природных зон Южной Америки?
• Какая природная зона Северной Америки считается родиной кактусов?
• В каких частях Кордільєр наибольшее количество высотных поясов?
• Какие природные зоны Северной Америки подверглись наибольшему воздействию со стороны хозяйственной деятельности людей? Какие виды природоохранных территорий вы знаете?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Завершая изучение природы материка, нельзя не обратить внимания на изменения природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности человека, ведь только природа Антарктиды еще осталась относительно нетронутой. Ландшафты всех ранее исследованных континентов большей или меньшей степени преобразованные человеком. Природа Северной Америки не является исключением. Хозяйственная деятельность не только ухудшает экологическую ситуацию, но и может провоцировать усиление стихийных явлений, которые, как вам уже известно, характерны для Северной Америки. Однако, в отличие от ранее изученных материков, в Северной Америке работает продуманная система природоохранных мероприятий. Узнаем, как решаются на материке экологические проблемы.
IV. Изучение нового материала
1. Изменение природных комплексов материка
Хозяйственная деятельность на территории Северной Америки привела к существенным изменениям природных комплексов, а в местах наиболее интенсивного хозяйствования - до замены природных комплексов на антропогенные. Наибольший ущерб природе материка нанесен в сельскохозяйственных районах, в местах добычи полезных ископаемых, в городах с высоким уровнем развития промышленности и большим количеством населения.
2. Стихийные явления природы
Активное воздействие на природу приводит к увеличению числа стихийных бедствий, усиление их интенсивности. Вследствие непомерной вспашки земель чаще возникают пыльные бури (это характерно для Великих равнин).
Юго-восточная часть Северной Америки, которая находится под действием пассатов, в конце лета и осенью подвергается воздействию тропических циклонов. Ураганные ветры циклона вызывают огромные океанские волны высотой до 15-17 м (5-6-этажный дом). С помощью космических спутников ученые ведут постоянные наблюдения за возникновением тропических циклонов. Тропические циклоны вызывают сильные наводнения и разрушения, иногда приводят к человеческим жертвам.
Более частое появление тропических циклонов ученые связывают с глобальным потеплением, которое усиливается интенсивной хозяйственной деятельностью людей.
3. Заповедники и национальные парки
Доклады учеников, которые имели опережающее задание
В отличие от Африки и Южной Америки, вопросам охраны природы в странах Северной Америки, особенно в последние десятилетия уделяется много внимания. Приняты законы об охране и восстановлению природы, разработаны и действуют государственные программы восстановления природных комплексов, ведется строгий учет состояния отдельных компонентов природы, восстанавливаются разрушенные компоненты - леса, реки, озера. Вместе с государственными организациями вопросами охраны природы занимается множество общественных организаций, в том числе и детских, которые добровольно помогают осуществлять природоохранные мероприятия.
Йеллоустонский национальный парк - старейший заповедник США. Крупнейшим на континенте является Канадский национальный парк Вуд-Баффало. Йосемитский национальный парк, Большой Каньон, Секвойя, Мамонтова пещера, Долина Смерти, Катмай, Эль-Віскаїно. По площади заповедников и национальных парков Северная Америка занимает первое место в мире.
V. Закрепление изученного материала
1. Вопрос
• Какие виды хозяйственной деятельности вызывают наиболее существенные изменения природных комплексов? Какие природные зоны материка подверглись наибольшему воздействию со стороны человека?
• Какие проблемы возникают в связи с изменением природных комплексов и превращением их в антропогенные?
• Какие меры предпринимаются в странах Северной Америки с целью охраны и восстановления природы?
• В каких природных зонах материка создано наибольшее количество национальных парков и заповедников? Почему?
• Какая взаимосвязь существует между стихийными явлениями природы и хозяйственной деятельностью людей?
• Какие крупные заповедники и национальные парки на территории материка вам известны?
2. Проблемный вопрос
Во время обсуждения проекта строительства нового нефтепровода через штат Аляска представители природоохранных организаций категорически отвергли возможность осуществления этого проекта. Какие аргументы вы привели бы, если бы входили в состав одной из таких организаций?
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Обозначить на контурной карте: а) большие заповедные территории Северной Америки; б) собственными условными знаками районы, где возникают различные стихийные бедствия.