СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ - отрасль социологии, предметом которой являются разнообразные микропроцессы и мікроявища обыденной социальной жизни (межличностное взаимодействие, повседневные шаблоны, стереотипные классификации как составляющие обыденного сознания, части разговора, определение "Я" и ситуаций и т.д.). Утверждая субъективизм и отказываясь от методологии естественных наук, традиционных соціол. методов, ее представители стремятся изучать социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих индивидов. С. п. ж. изучает будничную реальность в ее осмыслении рядовыми членами общества, поэтому наиболее подходящим методом исследования повседневной жизни считается описательный, исключительно эмпирический метод на основе наблюдений, интервью, аудио - и видеозаписей, который в своих узаг. сохраняет субъективные значения.
Соціол. теории и методологии, для которых базовым является обращение к повседневной жизни людей в его различных аспектах, сформировались в 50 - 60-х гг. XX ст. Осмысление повседневности происходит в рамках различных теорет. подходов; оригинальные перспективы ее понимание предоставляют обменная теория Дж. Хоманса и П. Блау, драматургическая социология Е. Гофмана и многочисленные концепции феноменол. ориентации: понимающая социология А. Шюца, структурная социология Е.Тиріакяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, етнометодологія Г. Гарфинкеля, конвенсійний анализ Г. Сакса, когнитивная социология А. Сікурела и др. Все самые яркие соціол. концепции повседневности возникли в пределах амер. социологии.
Все эти теории кое-кто из социологов лишь в последнее время стремится объединить в социологию повседневности как отдельное направление исследований (Дж. Дуглас, М. Маффесолі), однако он отнюдь не цельный. Существуют существенные различия между теориями, которые имеют это название. Они характеризуются прежде всего различными понятійними языках, основанных на различных филос. и теорет. предпосылках, а следовательно, служат решению неодинаковых опыты, задач, созданию непохожих моделей объяснения ежедневных ситуаций, обычных действий людей, их обыденных способов жизни и общения. Напр., основные постулаты и понятия теории социального обмена заимствованы из бихевиоризма и микроэкономики. Она трактует повседневную социальную жизнь как процесс, в котором индивиды удовлетворяют потребности друг друга через постоянный обмен разнообразными удобствами - материальными и нематериальными ценностями (товарами, деньгами, экон. услугами, одобрением, уважением, любовью, престижем и т.д.). Во время "постоянных переговоров" в ситуации взаимодействия (обмена) люди взвешивают несколько возможных альтернатив поведения, стремятся получить максимальное вознаграждение и минимизировать расходы, калькують прибыль по субъективной формуле вываживание ценности вознаграждений и "справедливости их распределения между участниками обмена.
Теория социальной драматургии, основанной на идеях символ, интеракционизма, основанной на театральной терминологии, придавая ей соціол. содержания. Будничная жизнь в ней рассматривается как сплошная цепь социальных ситуаций, которые напоминают драматические спектакли, в которых люди постоянно демонстрируют себя". Социальные актеры как исполнители многочисленных ролей стремятся создавать и поддерживать положительное впечатление у зрителей с помощью различных выразительных средств: худ. оформление спектакля, внешности и манеры поведения. Теория анализирует методы и средства, к которым прибегает человек для создания поддержки своей игры и контроля за впечатлениями относительно нее в окружающих.
Различные концепции повседневной жизни феноменол. ориентации имеют своим общим истоком феноменол. философии и сравнительно похожи между собой концептуальным аппаратом. Они едины в том, что повседневность не является сферой четких определений, наоборот, все реалии обыденной жизни постоянно создаются и восстанавливаются в процессах межиндивидуальной взаимодействия. Индивиды конструируют значения, по которым и организуется их поведение. В повседневном взаимодействии действует стандартизированная, типол. структура восприятия объектов, личностей, мотивов и т.д. Большое внимание уделяется проблеме понимания и проблеме інтерсуб'єктивності - социального происхождения обыденного сознания.
Етнометодологія, что является наиболее радикальным развитием феноменол. социологии, исследует процедуры интерпретации окружающего мира обывателями и связь обыденного сознания наук, сознанием исследователя. Теория экспериментально (из-за нарушения обычного течения взаимодействий) обнаруживает фоновые ожидания - скрытое, неосознаваемое знание, которым участники взаимодействия используют как схемой восприятия и интерпретации структур ситуации и как правилами практ. действия. Но главным предметом етнометодології есть общие ординарные методы, которые люди используют, описывая собственную деятельность и деятельность других. За них правят повседневные действия людей, знакомые способы практ. осуществления жизни, которые поддаются непосредственному наблюдению. Таким образом осуществляется поиск общих правил взаимодействия, которые делают поведение "описательной", "пояснимою" для индивидов.
Теории как своеобразные, оригинальные модели понимания повседневного мира все же не противоречат друг другу, а объясняют различные стороны повседневной жизни. их объединяет также крит. пафос против макросоциологии, которая изучает прежде всего макроструктуры и их производные и которая не способна объяснить элементарного социального поведения, сознательно избегая всего субъективного. С. п. ж. - гуманистически-направленный подход, призванный уравновесить макросоціол. стратегию, создать более сбалансированный взгляд на повседневность, в которой мир теорет. абстракций дополняется миром жизненного смысла.