Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА В КОНЦЕПЦИИ. Эти концепции касаются проблем устройства политико - правовых отношений в обществе, как они понимаются авторами этих концепций. Естественное право (П. п.) - понятие, которым пользуются в филос., социальных и полет, учения об идеальном правовой кодекс, который якобы предопределен самой природой и запечатлен в человеческой памяти (уме). Для теорий, основанных на этом понятии, характерное противопоставление существующего правопорядка "гражданском закона", идеальному "естественному устройства". Этот "естественный строй" представляется или заданным априорно в виде логической предпосылки, либо как "естественное состояние", что исторически предшествует существующем сусп. и гос. порядковые, который был постепенно создан людьми путем заключения т.н. сусп. договора (С. д.).

Идеи П. п. и С. д. возникли в глубокой древности. Первые концепции П. п. и С. д. встречаются уже в древне-китайской философии (учение даосизма, Лао Цзы, Мо Цзы), в раннем буддизме, античной философии (Протагор, Георгий, Аристотель, Лукреций, Эпикур, Цицерон и др.), в Средневековье (Фома Аквинский, Беллармін и др.) и в эпоху Возрождения. Концепции П. п. и С. д. получили новый социальный смысл и получили распространение в XVI - XVIII в. в связи со становлением кап. общества в Зап. Европе и США (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Лейбниц, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Бы. Франклин, Т. Джефферсон и др.).

Один из известных авторов теории П. п. и С. д. англ. философ Т. Гоббс (1588 - 1679) в своей известной работе "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) так подает в этом контексте концепцию создания общества. Человек порожден природой биол. организм, который приобретает при соответствующих условиях особой, "человеческой природы". Все люди рождаются свободными, равными, с эгоистической природной жадностью. Природа наделила их одинаковыми потребностями и страстями, дала каждому право на все", и это стало причиной такой же ярости и похоти, которая существует в животном мире. Человек завидует другому, радуется ее горю, ради собственного самосохранения видит в другом врага и конкурента на пути к удовлетворению своих потребностей. Это - "природа человека", ее первоначальный естественное состояние. Именно тогда возникает "война всех против всех" и принцип морали - "человек человеку - волк". Борьба людей между собой, постоянная угроза физ. существованию каждого приводят к заключению между людьми С. д., основу которого составляют личный интерес и собственная выгода. С этого времени "естественный человек" становится "естественной", а социальным существом, именно новый социальный статус гражданина превращает изолированную особей на полноправного члена общности. Здесь кроется фундаментальная идея, которая заключается в том, что история - продукт собственной деятельности человека, которая формирует себя как исторический субъект - социальное существо. Концепция С. д. Т. Гоббса сравнительно жесткая, поскольку равенство "природных людей" не дает им права личного суверенитета с момента появления государства в результате С. д. С появлением общества "законы естественного права" осуществляются через деятельность государства, которая с помощью соответствующих учреждений и санкций обеспечивает гражданам реализацию их интересов и потребностей даже эгоистично-личностного характера, ибо создает условия для самосохранения через гражданский мир, охраняет собственность каждого гражданина, обеспечивает всем, а следовательно, и каждому равные гражданские права.

Преемник Т. Гоббса его соотечественник Д. Локк (1632 - 1704) в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690) также исходит из концепции П. п. и С. д. Природное равенство людей, по мнению этого философа, обеспечивается разумной деятельностью человека. Однако ее не достаточно, чтобы гарантировать исконные права индивида на частную собственность, личную свободу и право на жизнь. Поэтому государство создается людьми сознательно для гарантии этих прав, которые обеспечиваются при естественном состоянии человека. Поскольку главной целью государства является обеспечение свободы и собственности, то ей передаются не все "естественные права" человека, а лишь те, с которыми связана деятельность правосудия, осуществление исполнительных функций внутри страны и в ее отношениях с другими государствами. Поэтому Д. Локк разделяет гос. власти на законодательную, исполнительную и федеральную, союзное. Правительство тоже отвечает перед законом, и только народ выступает сувереном - полным носителем власти и может не поддерживать правительство или сбросить его. Такая модель политико - правовых отношений в обществе существенно повлияла на дальнейшее развитие сусп. мысли.

Итак, согласно договорной теории государство возникло в результате соглашения между людьми, находившиеся до этого в естественном состоянии. К необходимости такого соглашения люди приходят за невозможности обеспечить свои прирожденные права и безопасность вне государства. Большинство сторонников теории С. д. не проводит различия между государством и обществом, считая, что конституирование государства означает одновременно переход от естественного состояния к сусп.