Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 8. Онтология, философские категории

§2. Единичное и общее

Когда мы замечаем какой-либо объект, то прежде всего видим то, что отличает его от других. И только потом обращаем внимание на сходство с другими вещами.

Единичное - то неповторимое, уникальное, присущее определенному объекту, а общее - присуще многим.

Проблема соотношения единичного и общего - одна из традиционных философских проблем. Она была поставлена еще Аристотелем и стала центральной в Средние века.

Реалисты (Фома Аквинский и другие) считают, что общее существует самостоятельно, а единичное - зависимое или вообще нереально. Номиналисты полагали, что общее - это только имя.

Аристотель и Фейербах считали неправильными обе точки зрения и понимали общее как момент единичного.

Дальнейшее разностороннее изучение темы приводит к продолжению последней точки зрения и порождает такой вывод: общее и единичное взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга и являются обязательными моментами, сторонами любой вещи. Например, у каждого человека есть свойства, присущие многим людям, но есть и неповторимые черты (речь в данном случае идет о набор этих свойств и их соотношения).

Более дифференцированный подход приводит к выделению, помимо парных категорий (единичное - общее), еще и таких категорий, как общее и особенное.

Общее - то, что присуще всем объектам (существования, структура, свойства).

Особенное - общее для группы, множества каких-то предметов, которое одновременно является отличным (будто единичным по отношению к другой множественного числа). Да, разум человека является общим свойством всех homo sapiens, с одной стороны, а с другой - разум выделяет наш биологический вид среди других видов приматов.

Осознание единства единичного и общего приводит к выводу о необходимости рассмотрения любого пациента, любого заболевания как такового, что имеет общие черты и отличные. Болезнь как нозологическая единица предстает при этом как особенное, то, что дает возможность отнести это заболевание к соответствующей нозологической единицы (общее для всех больных такого рода) и отделить это заболевание от остальных.

Логика процесса познания после обнаружения объекта как единства единичного и общего ведет нас к выявлению причин, факторов, вызывающих именно это его состояние.