РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 8. Онтология, философские категории
§2. Единичное и общее
Когда мы замечаем какой-либо объект, то прежде всего видим то, что отличает его от
других. И только потом обращаем внимание на сходство с другими вещами.
Единичное - то неповторимое, уникальное, присущее определенному объекту, а общее - присуще
многим.
Проблема соотношения единичного и общего - одна из традиционных философских
проблем. Она была поставлена еще Аристотелем и стала центральной в Средние века.
Реалисты (Фома Аквинский и другие) считают, что общее существует самостоятельно, а единичное
- зависимое или вообще нереально. Номиналисты полагали, что общее - это только имя.
Аристотель и Фейербах считали неправильными обе точки зрения и понимали общее
как момент единичного.
Дальнейшее разностороннее изучение темы приводит к продолжению последней точки зрения
и порождает такой вывод: общее и единичное взаимосвязаны, не могут существовать
друг без друга и являются обязательными моментами, сторонами любой вещи. Например,
у каждого человека есть свойства, присущие многим людям, но есть и неповторимые черты
(речь в данном случае идет о набор этих свойств и их соотношения).
Более дифференцированный подход приводит к выделению, помимо парных категорий (единичное
- общее), еще и таких категорий, как общее и особенное.
Общее - то, что присуще всем объектам (существования, структура, свойства).
Особенное - общее для группы, множества каких-то предметов, которое одновременно является отличным
(будто единичным по отношению к другой множественного числа). Да, разум человека является общим свойством
всех homo
sapiens, с
одной стороны, а с другой - разум выделяет наш биологический вид среди других видов приматов.
Осознание единства единичного и общего приводит к выводу о необходимости
рассмотрения любого пациента, любого заболевания как такового, что имеет общие черты
и отличные. Болезнь как нозологическая единица предстает при этом как особенное, то, что
дает возможность отнести это заболевание к соответствующей нозологической единицы (общее
для всех больных такого рода) и отделить это заболевание от остальных.
Логика процесса познания после обнаружения объекта как единства единичного и общего
ведет нас к выявлению причин, факторов, вызывающих именно это его состояние.