Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Административно-командная система - система управления обществом, основанной на жестких методах бюрократического централизма. Термин А.-л.с.; с конца 80-х годов применяется в общественных науках для характеристики социально-экономического и политического строя, существовавшего в Советском Союзе и был смоделирован странами созданного под его влиянием так называемого социалистического лагеря.

А.-к. с. предстала своеобразным произведением советско-партийной бюрократии и послужила основой воплощения несвойственной для ментальности, национальной традиции и конкретно-исторических потребностей украинского общества советской квазісоціалістичної модели с продекларованим попыткой практической реализации социалистической идеи. Однако Советский Союз не смог стать социалистическим государством не только в смысле невозможности воплощения указанной идеи, но и учитывая то, что вкладывали в это понятие К. Маркс и Ф. Энгельс. Вместо этого было создано тоталитарную систему - антидемократический политический строй, который охватил все государственные структуры и распространился на все общество и за которого государство, политическая власть полностью подчинили себе общество и личность, насильственно растоптали права и свободы человека и гражданина. Характерными признаками созданного на основе А.-к. с. советского тоталитарного режима стали: тотальный контроль государства за жизнью общества и отдельного человека; утверждение статистської сознания с соответствующей идеологической обработкой населения; ставка на насилие и непосредственное применение террора; запрет оппозиции и однопартийность политической системы; политизация, милитаризация и бюрократизация системы власти; закрытость общества и контроль за средствами массовой информации.

Отправным пунктом формирования А.-к. с. стала октябрьская революция в России 1917 года. С ее победой было начато воплощение в общественную практику системы практических мер, которые предусматривали: значительное увеличение объемов производства, прежде всего за счет форсированной индустриализации, присвоение государством всех средств производства, централизованное распределение ресурсов и руководство производственным процессом как своеобразную альтернативу свободном рынке. Характерно, что определяющим в этой системе не выступала экономическая подсистема, как это предполагалось марксистской политэкономией, а сугубо политические соображения, ориентированные на изменение отношений собственности и создание материальной базы коммунизма. А.-к. с. приобрела завершенный вид в СССР в середине 70-х годов, когда тотальная бюрократизация предстала здесь сущностным системообразующим фактором всего общественного организма, который, в свою очередь, постепенно утратил способность к саморегуляции и существования без государственного принуждения.

Среди причин возникновения А.-к. с. ученые называют следующие: устойчивость в сознании партийно-советской бюрократии стереотипов имперско-централістичного мышления и пренебрежение национальных началах общественной жизни; неограниченная власть коммунистической партии и полицейско-бюрократический характер советского государства с присущей им подменой правовых способов управления обществом методами администрирования; замена общественных объединений государственными или полугосударственными структурами (партийно-государственная, профсоюзная и комсомольская бюрократия; военно-промышленный и аграрно-промышленный комплексы и др.); ликвидация политического представительства и искажения системы функционального представительства; необеспечение действия принципа разделения властей и т.д. Основу А.-к. с. составляла монополистическая государственная собственность на средства производства. Она создала своеобразный тип формально-бюрократического руководства обществом, которое осуществлялось преимущественно с помощью приказов, команд и спиралось на определенный уровень легитимности со стороны "массового общества" с присущими ему дегуманизацией и деіндивідуалізацією социальных отношений.

К методам А.-к. с. принадлежали: разнообразные средства административного принуждения и жесткого централизма на всех уровнях управленческого цикла (принятия решения, организации его исполнения, контроля за выполнением); ограничение процессов самоуправления во всех сферах жизнедеятельности общества; доминирование политико - идеологических стимуляторов социально-экономического развития; практика перестраховок, приписок, мелочной регламентации человеческой деятельности. Правовом оправданию административно-командных методов служила, в частности, идея слияния прав и обязанностей, которая открывала дорогу игнорированию свободы индивидуальной воли субъектов права, способствовала размыванию границ между правами и обязанностями, допускала применение принуждения со стороны государственно-бюрократических структур в хозяйственных субъектов в случае невыполнения ими определенных предписаний. Системный, всеобъемлющий характер проникновения методов сознательного (планового) регулирования общественных отношений во все подразделения и сферы общества, в сознание каждого гражданина держался на целостном бюрократическом механизме, фундамент которого составляли номенклатурная (зависима от определенных инстанций) система назначения государственных служащих на руководящие должности и идеология правящей коммунистической партии. Стиль управления, при помощи которого действовала номенклатура, составлял согласованную совокупность закрепленных в законах правил и процедур, обязательных и для объектов, и для субъектов такого руководства. К тому же эти правила "освящались" универсальным средством воздействия на массовое сознание - коммунистической идеологией, с помощью которой бюрократия создала закрытое общество, превратив его в своеобразную "крепость в осаде". С А.-к. с. связывают серьезные ошибки и просчеты в принятии важных внутри - и внешнеполитических решений; выхолащивание демократических институтов и процедур и превращение их в средство имитации активного политического участия граждан.

В конце 80-х годов А.-к. с. исчерпала свои возможности и ресурсы. Попытки ее сохранения путем запоздалой модернизации отдельных элементов системы привели к распаду последней. Коммунистическая партия и государство, которые на фоне слабого развития "гражданского комплекса" были основными "агентами модернизации" в СССР (Т. Парсонс), соединившись воедино и оторвавшись от общества, обусловили системный кризис и спровоцировали разрушение страны. Нежизнеспособность А.-л.с., что подтвердилась почти одновременным ее исчезновением в восточноевропейских странах, по мнению ученых, была связана с деструктивным влиянием кризисного комплекса, в частности, с взаимодействием кризисов политической легитимности, экономического производства, социального обеспечения, этических и культурных взаимоотношений (П. Кеннеди). Как следствие, украинское общество и другие социальные образования советской псевдофедерации стали пассивными наблюдателями внешне могучей, но пустой с середины партийно-государственной пирамиды.

Бюрократия как феномен власти и управления. - К., 1989; Гукасян Р. Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно - командные методы управления // Советское государство и право. - 1989. - № 7; Бюрократия и общество. - М., 1991; Воспенский М. С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. - М., 1991; Матийчук В. I., Ткаченко В. М. Концепции советского тоталитаризма: сравнительный анализ / Украина XX вв. Проблемы национального возрождения. 36. наук, трудов. - К., 1993.

В. Горбатенко