Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ
11 КЛАСС

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

 

2-й семестр

 

Колебания и волны

УРОК 12/34

Тема. Опытное подтверждение существования электромагнитных волн

 

Цель урока: ознакомить учащихся с экспериментальным свидетельством существования электромагнитных волн.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ПЛАН УРОКА

Контроль знаний

4 мин.

1. Излучение энергии электрическим зарядом.

2. Открытый колебательный контур.

3. Электромагнитная волна

Демонстрации

3 мин.

Схема опыта Герца по обнаружению электромагнитных волн

Изучение нового материала

28 мин.

1. Распространение электромагнитных волн.

2. Вибратор Герца.

3. Результаты опытов

Закрепление изученного материала

10 мин.

1. Качественные вопросы.

2. Учимся решать задачи

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Распространение электромагнитных волн

Между моментом, когда «источник» випроменило волну, и моментом, когда «приемник» ее принял, проходит некоторое время. Возникает вопрос: где же находится в это время и энергия, которую «источник» волн уже випроменило, но «приемник» еще не принял?

Согласно теории Максвелла эту энергию несет электромагнитная волна. Энергия электромагнитного поля волны в этот момент времени меняется периодически в пространстве соответственно к изменению векторов и . Электрическое и магнитное поля в электромагнитной волне перпендикулярны друг к другу, причем каждое из них перпендикулярно к направлению распространения волны.

На рисунке схематически изображена зависимость от координат вектора напряженности электрического поля и вектора индукции магнитного поля в электромагнитной волне в определенный момент времени. В каждой точке пространства, сквозь который движется электромагнитная волна, модуль вектора напряженности электрического поля пропорционален вектору индукции магнитного поля, а направлены эти векторы всегда под прямым углом друг к другу. Гребне волны перемещаются в пространстве со скоростью света с.

 

 

В каждой точке электромагнитной волне электрическое и магнитное поля периодически изменяются со временем. Частота всех таких колебаний одинакова. Зато амплитуды и фазы колебаний отличаются. Для электромагнитной волны в вакууме период Т, частота v и длина волны λ связаны соотношениями Течение одного периода волна проходит расстояние, равное длине волны.

2. Вибратор Герца

Многие ученые подвергали сомнению правильность теории электромагнитного поля Максвелла. Одной из основных причин возникновения сомнений было представление о волне, для распространения которых не нужна среда.

1886 г. Генрих Герц решил поставить опыт с целью опровергнуть теорию Максвелла. Опыт заключался в том, что в узком промежутке незамкнутого контура под действием высокого напряжения возбуждалась искра.

Вибратор Герца излучал электромагнитные волны преимущественно в направлении, перпендикулярном к проводнику. Вектор этой волны колеблется параллельно к вибратору, а вектор - перпендикулярно к вибратору. В направлении оси вибратора излучения не происходит.

Необходимо было найти способ обнаружения и исследования электромагнитных волн. Герц использовал для этого второй (приемный) вибратор.

Этот вибратор не присоединяли к любому источнику высокого напряжения. Поэтому колебания в нем могли возникнуть только под действием электромагнитной волны. О возникновении колебаний могли свидетельствовать крошечные искры в іскровому промежутке приемного вибратора. Чтобы увеличить амплитуду колебаний в этом вибраторе, было использовано явление резонанса: собственная частота колебаний в приемном вибраторе совпала с собственной частотой колебаний в вибраторе-излучатели.

 

image132

 

Обнаружены волны Герц назвал «лучей электрической силы».

3. Результаты опытов

Первым результатом опытов Герца было наблюдение искр в приемном вибраторе при расстоянии между вибраторами в несколько метров. Крупнейшие искры возникали, когда приемный вибратор был расположен параллельно вибратора-излучателя, как и должно было быть согласно теории Максвелла.

Герц наблюдал отражения от поверхности металла и преломления электромагнитных волн на границе воздуха и диэлектрика. Наблюдались и другие явления:

· дифракция;

· интерференция;

· поляризация.

Решающим, очевидно, было измерение скорости полученных в опыте волн. Герц смог определить скорость электромагнитной волны по формуле:

= λv,

где , λ и v - скорость, длина и частота волны. Таким образом, опыты Герца подтвердили справедливость выводов теории Максвелла.

Согласно современным представлениям, электромагнитные волны могут распространяться как в среде, так и в вакууме, причем в вакууме скорость электромагнитных волн наибольшая (300000 км/с). Это существенно отличает их от звуковых волн, для распространения которых необходима материальная среда.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1). Качественные вопросы

1. Зависит ли скорость электромагнитных волн в вакууме от частоты колебаний?

2. Горизонтальный проводник, в котором протекает переменный ток высокой частоты, расположенный вдоль параллели. В каких направлениях (преимущественно) распространяются электромагнитные волны от этого проводника?

3. Передающие и приемный вибраторы расположены взаимно перпендикулярно. Возникнут ли колебания в приемном вибраторе?

2). Учимся решать задачи

1. В некоторой точке пространства индукция магнитного поля электромагнитной волны изменяется от нуля до максимального значения за 2 мкс. Чему равна длина волны?

2. Длина радиоволны в вакууме равна 60 м. За время напряженность электрического поля волны уменьшится от максимума до нуля?

 

ЧТО МЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ

· Существование электромагнитных волн было предсказано Максвеллом. Для проверки этой теории Г. Герц использовал открытый колебательный контур (вибратор), что позволило убедиться в правильности выводов теории.

· Герц смог определить скорость электромагнитной волны по формуле:

= λv.

· Для электромагнитной волны в вакууме период Т, частота v и длина волны λ связаны соотношениями:

 

Домашнее задание

Подр.: § 22.