Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 92

Тема. Происхождение (этимология) слова. Этимологический словарь украинского языка

 

Цель:

· обучающая: ознакомить учащихся с этимологией как разделом языковедческой науки; с этимологическим словарем; формировать умение анализировать происхождение слов, работать с этимологическим словарем; формировать лингвистическую, информационную, познавательную, коммуникативную компетенции;

· развивающая: обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала способствовать общему речевому развитию личности школьников;

· воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к происхождению и истории слов родного языка, осуществлять целенаправленное патриотическое воспитание учащихся.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика; текст (риторический аспект).

Межпредметные связи: история, краеведение, природоведение, литература, иностранные языки.

Оборудование: карточки (структура проекта, памятки), этимологический словарь.

Тип урока: урок-проект.

Считай несчастным тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового и ничего

не прибавил к своему образованию.

Я. А. Коменский

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Психологическая установка

Учитель. По мнению Анны Ахматовой, сердце унимается правильным дыханием, а черные мысли - верой в друзей. Вдохните воздух полной грудью, а затем выдохните. Возьмите руку соседа по парте и пожмите ее, скажите соседу что-то приятное.

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Формулировка темы и цели урока

► Послушайте текст. Что нового вы узнали? Сформулируйте тему и цель урока.

Человек, начиная с раннего возраста, не задумывалась о происхождении самой себя, не думала о том, как возникла жизнь на Земле,о том, откуда появились много предметов и явлений? Можно предположить, что эти вопросы родились вместе с началом эпохи человечества.

Как это интересно - проникать в многоцветный мир слова, исследовать, разбирать и изучать его. Меняется мир, меняется и язык, появляется необходимость давать имена новым предметам, признакам и явлениям. Старые слова приобретают новый смысл: мышка - устройство, без которого не обойтись при работе за компьютером, кошка - специальные крюки у верхолазов, конь и козел - гимнастические снаряды. Так слово все дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его происхождении. Тогда на помощь приходят этимологические словари. Познакомившись со словом поближе, вы уже никогда не будете употреблять его в порядок. Ваша речь станет яркой, выразительной. Удачного знакомства со словами родного языка! (Из журнала)

Итак, на уроке мы узнаем, откуда происходят отдельные слова, выясним, почему мы так говорим. Будем историками, переводчиками и станем знатоками родного слова.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Характеристика проекта «Правда о слова»

► по содержанию - міжпредметний;

► по количеству исполнителей - коллективный;

► по продолжительности - мини-проект.

Результат выполнения проекта: презентация «Почему мы так говорим»

Работа с теоретическим материалом в парах по стратегии «Чтение с пометками»

► Прочитайте текст и выделите новую для вас информацию. Сформулируйте 2-3 вопроса к тексту.

У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатый родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука - этимология.

Слово «этимология» происходит от греческих слов «етимон», что имеет значение «правда», «истина», и «логос» - слово. Поэтому этимология занимается установлением истинных значений слов. Этимологи занимаются изучением слов, чтобы уточнить все изменения, что произошли с ними. Существует множество путей, которыми современное слово пришло в язык. Большинство слов английского языка латинского и греческого происхождения. Например, от латинского слова «манус» (рука) образовалось багатослів, такие как маникюр, манипулировать. Греческое слово «граф» (писать) дало английском языке телеграф (отправлять послания далеко), фонограф (записывать звуки), география (записи о Землю). Много слов возникло с помощью латинских и греческих суффиксов и приставок. Анти - (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. «Астро» (звезда) дало нам слово «астронавт».

Благодаря древним текстам, сравнению слов со словами из других языков, этимология восстанавливает историю слов: как они возникли в языке, их источник и изменение их значения. Этимология - учение об изначальном значении слова, наука о происхождении слов, их историческое развитие, родство их с другими словами (3 журнала).

Презентация этимологического словаря (страничка для любознательных)

Аудирование

► Послушайте текст и определите незнакомые для вас слова. Расскажите,какая информация содержится в этимологическом словаре.

Первый печатный этимологический словарь украинского мовиЯрослава Рудницкого, который выходил на английском языке отдельными выпусками с 1962 до 1977 года (вып. 1-16 на буквы А-Ж), которые впоследствии были переизданы в двух томах с приложением авторских рабочих материалов на остальных букв. Первый том словаря содержит слова на буквы А-Г, второй - на буквы Д-Ж и опубликованы на правах рукописи слова на 3-b. Каждая словарная статья строится по одной формуле: слово кириллицей, его литературные и диалектные разновидности, семантика, синонимы и перевод на английском языке, сравнение с соответствиями в других языках, исчерпывающая история слова. В словарь включено значительное количество заимствований разного времени, этнонимы, топонимы и имена собственные (Из журнала).

Словарная работа по тексту

Этноним - термин для обозначения любого этноса или этнической общности: роду, племени, племенного союза, народа, народности, нации. Топоним - название местности, региона, города, поселка, горного массива, пустыни или любой другой части поверхности Земли, т.е. географическое название.

Кириллица - одна из двух азбук староцерковнослов'янської языка, которая легла в основу некоторых алфавитов, преимущественно славянских языков.

Образование групп, распределение ролей

► Кто первый объяснит значение, происхождение слова, набирает команду и выбирает задание для группы.

Слова для объяснения: азбука (азбука, алфавит), происхождение названия своего города (села), своего имени, фамилии, слова семья, народ.

 

Разработка проекта (задания для групп)

Исполнители (группы)

задача

Историки

Выяснить происхождение названия «Украина». Подготовить презентацию по теме «История названия моей страны»

Краеведы

Объяснить этимологию топонимических названий родного края. Подготовить проект «Как у нас на Украине...»

Народоведы

Выяснить с помощью этимологического словаря историю слова «казак». Подготовить устный журнал «Рыцари доблести: кто они?»

Социологи

Провести опрос «существует Ли связь между словами в разных языках? Задумывались ли вы над решением этих проблем?»

Журналисты

Выяснить происхождение и значение слов, обозначающих народных символов (барвинок, ива, калина). Создать проект в виде газеты «Интересно об народные символы Украины»

Исследователи

Выяснить происхождение и значение наиболее часто применяемых современных имен. Подготовить стенгазету «Мое имя»

Эрудиты

Выяснить происхождение распространенных украинских фамилий, определить по фамилиям, чем занимались наши предки. Подготовить презентацию «Роде наш красный...»

Языковеды

Выяснить происхождение и значение известных учащимся языковедческих терминов (фонетика, орфоэпия, префикс, апостроф...)

 

Осознание полученных знаний в процессе практической групповой работы, совершенствование обще-познавательных и творческих умений по теме

► Повторите правила работы в группе, последовательность работы над проектом.

► Выясните с помощью этимологического словаря значение и происхождение слов, введите их в связное высказывание.

► Подготовьтесь к презентации проекта.

Етимологічна справка

Слово Украина впервые упоминается в Киевской летописи под 1187 годом. Существует несколько версий происхождения названия. Первым значением слова Украина есть страна. Также это слово означает пограничную землю, любое уединенное место, страну в целом. Также считают, что название «Украина» образовано от глагола украяти, отрезать и означает «отделенный кусок земли», «отделенная часть территории племени». Во времена распада Киевской Руси на отдельные независимые земли слово «украина» приобрело новое значение - «княжество»: Переяславская украина,

Галицкая украина, Волынская украина, Черниговская украина, Киевская украина. Некоторые современные украинские исследователи выводят название от слова край, что первично означало родной край, страна, земля.

В украинской народной традиции существует множество легенд и преданий о происхождении тех или иных топонимов, основанных на народной этимологии. Так название Запорожья происходит от порогов в нижнем течении Днепра. Земли, которые находились южнее Киева, за порогами, получили название запорожских, а край - Запорожье. Название Сорочинцы выводится в одном предании от того, что его основали сорок монахов. Азовское море, по многочисленным легендам, было названо так потому, что в нем утонула девушка по имени Аза, которая так и не дождалась своего милого из похода. Название притока Днепра Орель по легенде происходит от того, что огромный змей запрягся в плуг и пропахал огромный ров, по которому и потекла река. Реку Чертомлык - за того, что в ней кошевой Сирко застрелил черта, а тот только мликнув вверх ногами. Поселок Томаковка по одной из версий был назван так после посещения царицы Екатерины. Она увидела на огороде цветок и спросила, что это так красиво цветет. Ей ответили: «маковка».

В исторической литературе существует немало версий происхождения слова «казак». Один из польских исследователей выводил это наименование от легендарного главаря, что в давние времена успешно боролся с татарами. Звали его якобы Казак. Другой, тоже польский ученый, объяснял происхождение этого слова от «коза». Были версии, согласно которым казаки - не украинцы, а потомки известных во времена Киевской Руси воинственных племен хазарам. На турецком языке слово «казак» означает бродяга, забияка, разбойник. Очевидно, именно оттуда оно и пришло в Украину. Наверное, не сами придумали себе названия защитники нашего края, а получили его от врага. И оно здесь прижилось, совсем потеряв негативный оттенок. Ибо казак в Украине стал синонимом рыцарской доблести и благородства.

 

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Лексико-етимологічна работа (в группах)

Упражнение 1

► Прочитайте текст. Продолжите его объяснением этимологии названий птиц синица, ворона, соловей. При необходимости воспользуйтесь этимологическим словарем.

Задумывались ли вы над тем, почему птицы имеют такие названия? Слово лебедь связывают с индоевропейским корнем-еіb - «белый» (лат. аиbus «белый», нем. Эиba, чешск. Иаbа - название реки, «белая») и считают, что название это дано по цвету. Давать названия птицам по цвету - довольно распространенное явление.

Ворона - крупная хищная птица с сине-черным оперением. Современное слово развилось из праславянского «vornъ - черный, ворона - птица с черным или серым оперением.

Соловей - маленькая певчая птичка. Первоначальное значение «серая птичка».

Упражнение 2

► Прочитайте текст. Что нового вы узнали? К выделенным словам подберите однокоренные, объясните их лексическое значение.

Название цветка братцы становится понятной, если учесть, что каждый цветок состоит из сочетающихся двокольорових лепестков. Этимологию слова красный можно раскрыть лишь зная, что красную краску изготавливали из червей (кошенили).

Упражнение 3

► Прочитайте стихотворение. Объясните названия месяцев. Какие слова помогли вам это сделать? Выпишите украинские названия месяцев вместе со словами-родственниками (при необходимости подберите их самостоятельно). Запишите их парами. Определите значение выделенных слов.

Январь сечет, февраль лютует,

Март плачет, апрель цветет.

Май под ноги стелит траву.

Июнь составляет сено в копну.

Июль медовый пчелок чарует,

Август замечательный булки дарит.

Сентябрь трясет груши в саду,

Октябрь вышивает клена рубашку,

Идет ноябрь, застеля ковры.

Декабрь поступает - начало зимы!

Ф. Петров

Справка:Сечь - ударять, бить чем-то, хлестать (ударять, бить чем-то гибким), хльоскати, хлестать, нахльостувати, хлестать, настьобувати; копна - стиг (плотно уложенная куча сена, соломы, снопов), стожок; вышивать - вышить, вигаптувати, расшить, помережати, вимережати, помережити, вимережити, змережати, змережити.

 

V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Беседа

· Что изучает этимология?

· Как определить происхождение и значение слова?

· Как пользоваться этимологическим словарем?

· Что вас удивило на уроке? Что нового вы узнали? Оцените свою работу и работу группы.

 

Оценивание работы группы по критериям

 

Группа

Соответствие выбранной теме

Завершенность

Понятность, логичность, грамотность

Информативность

Доказательность (использование источников)

Эстетическое оформление

Средний балл

Историки

 

 

 

 

 

 

 

Народоведы

 

 

 

 

 

 

 

Исследователи

 

 

 

 

 

 

 

Журналисты

 

 

 

 

 

 

 

Эрудиты

 

 

 

 

 

 

 

Социологи

 

 

 

 

 

 

 

Языковеды

 

 

 

 

 

 

 

 

Для выставления среднего балла сложите все баллы, выставленные группе, и поделите на восемь.

Правила успешной командной работы

1. Помни, что ты - часть команды, без тебя команде будет трудно.

2. Будь активным.

3. Вовремя и тщательно выполняй порученное дело.

4. Помогай другим в случае необходимости.

5. Не «тяни одеяло на себя», помни, что от тебя команда ждет качественного выполнения обязанностей.

6. Работай в атмосфере сотрудничества и взаимовыгодного партнерства.

7. Уважай мнение каждого.

8. Помни: успех каждого - это успех всех.

 

Этапы работы над групповым проектом

1. Создайте группу, выберите координатора.

2. Выясните проблему.

3. Четко определите тему, цель. Составьте план работы.

4. Предусмотрите возможные результаты и форму защиты.

5. Проработайте источники информации по выбранной теме.

6. Накапливайте материал.

7. Четко распределите обязанности между членами группы.

8. Анализируйте, сопоставляйте факты, аргументируйте мнение.

9. Создавайте «конечный продукт».

10. Определите способ защиты.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

► Выполните упражнение по учебнику.

► Выясните по словарю происхождения 3-4 слов (на выбор), подготовьтесь к проведению викторины.

► Из художественной литературы (легенды, предания, песни) выпишите 2-3 собственно украинских слова, определите их значение и происхождение.