И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Урок № 36
Тема: Написание не с существительными
Цель: объяснить праивла написания не с существительными, формировать умение выделять в существительных орфограму “Не с существительными” и обосновывать выбор написания соответствующими орфографическими правилами; развивать логическое мышление, пам’ять; формировать умение систематизировать полученные знания, самостоятельно делать выводы; развивать культуру устной и письменной речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, таблица.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала.
Наблюдение над языковым явлением.
Работа у доски. Записать слова. Выделенные слова разобрать по строению. Какой значимой частью является в них не? Самостоятельно сформулировать правило о написании слов с не.
Младенец, воскресенье, племянник, невод, ненависть, неудачник, невежда, невестка, негодяй, непогода, болезнь, насморк, бездарь, несокрушимость, изверг, немощь, обжора, непослушание, бездельник.
В представленных слов подобрать синонимы. Выделенные слова разобрать по строению. Какой значимой частью является в них НЕ? Сформулировать правило о написании существительных с НЕ вместе.
Небылица, неволя, неправда, неприятность, несчастье, недруг, независимость, бедность, несогласие, незрадливість, незрячесть, непорядок, немилость, неуважение, безвкусица, неискренность.
Работа у доски. Записать слова, выделить приставку. Сформулировать правило о написании слов с приставкой НЕДО.
Недооценка, недоверие, недобор, огарок, окурок, недостаток, малокровии’я, недород, недоучка.
Диктант с заданием. Самостоятельно завершить пословицу. Сформулировать правило о написании существительных с не при наличии в предложении противопоставление.
Это не сказка, а ... . Пишет не перо, а ... . Любой сильный не кожухом, а ... . Лучшая показка - не кулак, а ... . Водка - не вода, а ... .
Народное творчество.
Для справок. Быль. Ум. Духом. Пожалуйста. Народная беда.
Формулировка выводов относительно написания НЕ с существительными.
Работа с таблицей. К каждому из представленных в таблице правил коллективно подобрать примеры.
Написание НЕ с существительными
НЕ с существительными пишется слитно: |
|
· Если существительное без НЕ не употребляется:
· Если к существительному с НЕ можно подобрать синоним:
· Если существительное имеет префикс НЕДО: |
|
НЕ с существительными пишется раздельно: |
|
Если в предложении есть противопоставление: |
|
III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
Словарный диктант.
Незабудка, недосмотр, невольник, неповиновение, неряха, беспокойство, незнакомец, огрызок, невидимка, непоседа, невежество.
Предупредительный диктант.
1. Пусть забудется скорбь и осквернители древних лет, счастья ровно и ровная воля засияют на весь мир! (М. Вороной.) Клянемся хлебом и водой, все языки нашей земле будут жить добром, не ворождою, в честном сестричестве, а не злые. (Д. Павлычко.) Не бросайте весла, гребите что есть силы, мы тую непогоду налимом... (Г. Романченко.) Для других и судьба, и счастье пусть будет, себе я желаю не сна, а жизнь. (Леся Украинка.) Злое слово уста опека, как окурок. (В. Кузьмич.) Ненависть пыльная, и стрела безликая. (Л. Костенко.) Тишина ловит в невод минут переплин. (Б. Олийнык.) Был день, когда никто не плачет, был ясный день, как младенец. (Д. Павлычко.)
2. Великие души имеют силу воли, а слабодухи погибают в неволе. За несогласие тратят люди свободу. Лучше на воле на ветке, чем в неволе в золотой клетке. Угождай не людям, а своей совести. Правду говорит не язык, а душа. Невігласу и деньги не помогут. Счастье с несчастьем в одном дворе живут. Дорог не подарок, а внимание. Тебе забава, а мне дурная слава. Кровь не вода, а сердце не камень.
Народное творчество.
Диктант с комментированием.
1. Будь не рабом, гражданином! (Д. Загул.) Старайтесь собственные недостатки познавать. (П. Могила.) И не певцом отныне я по полю, а сеятелем и воином иду. (С. Голованевский.) Осенняя непогода за окном глухо шумела ивами, дождь стекал по стеклах. (О. Гончар.) По небу не облака, а клочья белой с серым хлопка. (В. Ярошенко.) В лесу яличку срубили, за ней заплакал дубок, не росы, а слезы упали на чистую траву из веток. (Д. Павлычко.)
2. Его совесть чиста, как поцелуй младенца. Лучше утонуть, как за нелюбимым быть. Не смерть страшна, а болезнь. Глупость - причина несчастья. Не море топит, а лужа. Ученый идет, а неуч следом спотыкается. Человек - не орех, его не раскусишь. Не человек, а варивода. Люди - не раки, с горя не покраснеют. Не печалься, милый, не печалься. Как придет воскресенье, приберися. Взял казак невдашечку за білую ручку, привел ее за невестку к матери в домик. (Род. творческим.)
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: п. 21, упражнение 198.