УРОК № 34
Тема. Понятие о частях речи. Работа над развитием и культурой речи «Вместе весело шагать по просторам»
Цель: проанализировать результаты контрольной работы; дать учащимся понятие о морфологии — науке, изучающей слово как часть речи.
Оборудование: учебник, учебные таблицы, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
Чтение учебной статьи, с. 157.
2. Беседа с учащимися.
— Расскажите о происхождении слова морфология.
— Как в лексике называют слова, пришедшие в русский язык из других языков?
— Что изучает грамматика? Из скольких разделов она состоит?
— Является ли слово грамматика заимствованным по происхождению? Из какого языка оно пришло? Каково его значение?
2. Выявление восприятия.
1) Развитие представления о значении термина морфология. Устное выполнение упражнения 327.
2) Актуализация опорных знаний. Устное выполнение упражнения 328.
3. Работа с таблицей.
(Учебник, с. 158.)
4. Беседа с учащимися.
— На сколько групп делятся все части речи?
— Пользуясь таблицей, прочитайте названия всех самостоятельных частей речи.
— Каковы общие грамматические признаки самостоятельных частей речи?
— Прочитайте названия служебных частей речи. Каковы их общие грамматические признаки?
— Междометия являются особой частью речи. Прочитайте примеры междометий. Каковы их признаки? Можете ли вы привести собственные примеры междометий?
— Что такое части речи? Сколько частей речи в русском языке? Сделайте общий вывод.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределительный диктант.
Распределите слова по колонкам: в первую запишите те, что отвечают на вопросы кто? что?, во вторую — какой?, в третью — что делать? что сделать? К каким частям речи относятся слова в каждой колонке?
Письмо, письменный, писать; касания, касательная, касаться; загар, загорелый, загореть; счастье, счастливый, осчастливить; чувство, чувствительный, чувствовать; участие, участливый, участвовать; игры, игровой, сыграть.
2. Работа по определению частей речи.
Упр. 331.
3. Загадка-шутка.
Запишите предложение. Укажите, из каких частей речи оно состоит. Как вы будете это определять?
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 160.)
2. Развитие навыков использования толкового словаря.
Упр. 334.
3. Работа с текстом.
Упр. 337.
4. Составление устного рассказа на заданную тему.
Упр. 339.
5. Работа с рубрикой «Советуем запомнить!».
6. Творческая работа.
Выполните упр. 342. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями из упр. 342 (по вариантам). Придумайте и разыграйте небольшие диалоги, введя в них составленные предложения.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 31. Упр. 339 (записать словосочетания, указать части речи, из которых состоят словосочетания).