МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 35
Тема. Насекомые
Цель: уточнить представления учащихся о насекомых; учить называть существенные признаки насекомых, строение различных видов насекомых; продолжить формирование навыка классификации животных по группам; развивать речевые навыки, мышление, внимание, наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать любовь к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадки.
• На капусте я родился
И капустой питался,
На капусте я умер,
И опять ожил теперь.
Только уже и не тот я стал,
Что в капусте ползал:
Не повзаю, а летаю,
Потому что прекрасные крылышки имею. (Бабочка)
• Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха)
• Черный, и не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног - без копыт.
Летит - воет
Сядет - землю роет. (Жук)
• Весной старый сад
Укрыл красочный коврик,
И над вишнями в ветвях
Загудели, словно колокол. (шмели).
- Что объединяет слова-отгадки? (Насекомые)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.
III. Изучение нового материала
1. Работа по рисункам
- Рассмотрите рисунки (стрекоза, комар, водомірка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик, пчела).
- Как можно узнать насекомых? (Ученикам сложно ответить, поскольку большинству из них не известна общая признак насекомых - шесть ног.)
- Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы? (6)
- Сколько частей тела? (3 - голова, грудь, брюшко)
- Какие еще насекомые изображены на рисунке? (Стрекоза, комар, водомірка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик)
- Посчитайте в них количество ног и количество частей тела.
Вывод. У всех насекомых 6 ног.
- Обратите внимание, что насекомых еще называют членистоногими, поскольку ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками (своеобразный «скелет» насекомые).
2. Рассказ учителя «О разнообразии мира насекомых»
Во время рассказа демонстрируют рисунки.
- Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут везде, за исключением морских глубин. Большинство из них имеет шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.
Самое большое насекомое - бабочка орнітоптера из островов Соломона. Размах его крыльев достигает примерно 30 см. Тело жука голиафа длиной более 20 см, а самое маленькое насекомое - жук трихоптерикс. Он длиной всего лишь третью часть миллиметра. Но и у него есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!
Самый главный орган чувств насекомых - усы. Они разнообразны. У комара они волосатые, у мухи - короткие и со вздутием. У кузнечика усики как ниточка, длиной в 3-4 раза больше чем тело. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему вокруг себя ощупывать предметы. Усы у жука-щелкунчика похожи на пилу, а у бабочки - на гребенку.
Рот у насекомых тоже различается, что зависит от способа их питания. У мотылька, который любит нектар, - длинный хоботок. Комар своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука жужелицы.
Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, каждый глаз состоит из множества очков, и каждое из них может давать самостоятельное изображение. На все стороны смотрит бабка и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками.
В великооких насекомых, кроме того, еще есть на лбу крохотные, три глаза похожи на линзы. Иногда два больших глаза сливаются воедино или появляются четыре, направленные в разные стороны. Жук вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими - снизу, под водой.
В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они предоставляют движения крыльям и ногам. Крылья у насекомых, которые летают, очень прочные. Тонкий и нудный писк комара, который летит, - это пение крыльев, движущихся с огромной скоростью.
Скорость полета большинства насекомых незначительная. Пчела преодолевает в среднем 10-20 км/ч., шмель - 3-5 км/ч., муха - 2 км/ч. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч., а бабочки бражники - около 60 км/ч.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Классификация животных по группам
- Вспомните сказку про Муху Цокотуху.
- Кто гостил у нее?
- Почему Муха не пригласила в гости зайца, аист или медведя? (Она пригласила только насекомых.)
- Рассмотрите изображение паука. Как вы считаете, а паук - это насекомое? Сколько ног у паука? (8) Сколько частей тела? (Детям сложно ответить.)
- У него 2 части тела - головогрудь и брюшко, а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись.
Пауки - не насекомые, они относятся к классу паукообразных. В отличие от насекомых, у них восемь ножек и отсутствуют крылья. Тело их состоит из двух частей, зато глаз - аж восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков - железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити - паутины.
На доске составляют схему.
2. Игра «Фантастическое животное»
- На свете существует много разных насекомых (жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары). Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.
Внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. Из частей каких насекомых оно составлено?
3. Игра «Узнай насекомое по признакам»
• Летает, бегает, прыгает, плавает.
• Жужжит, скрекоче, пищит, молчит.
• Черное, серое, зеленое, желтое, в полоску, в крапинку, в узорах.
• Кусается, жалит, щекочет, безвредное.
• Жесткое, мягкое, гладкое, мохнатое.
• В темноте светится, блестит на солнце, незаметное, с ярким окрасом.
• Живет в малой семьи. (Кузнечик)
- Чем интересен конек?
- Узнайте животных по описанию.
• Я вяжу красивую легкую сетку, чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. Имею восемь ног. (Паук)
• Я делаю землю плодородной. Теорию узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Меня можно найти под старыми корешками. После дождя я выбираюсь на поверхность земли подышать. (Дождевой червь)
• Я не умею бегать и летать. Я только повзаю. Иногда я бываю пушистой. Питаюсь я сочными листьями растений. (Гусеница)
• Мое тело покрыто пушком. Мой звук - жужжание. Имею длинный хоботок. У меня шесть ног и есть крылышки. (Шмель)
• Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха)
- Назовите только насекомых.
4. Это интересно!
• Если пчелы вылетают утром рано - на ясную погоду.
• Если вокруг цветков желтой акации много насекомых - на ясную погоду.
• Пчелы скопились на стенках улья - на большую жару.
• Прекратилось движение муравьев возле муравейника - жди непогоду. Народная мудрость
• Пчелы совете цвета, а люди лету.
• Тихий, как муравей, а жалит, как оса.
5. Отгадай!
• Кто меня убьет, свою кровь прольет. (Комар)
• Не птица, а с крыльями. (Бабочка)
• Не зверь, не птица, а нос - как спица. (Комар)
• Кто рождается на свет четыре раза? (Насекомое)
• Зимой спит,
Летом звенит,
Над садами летает,
Сладкую росу собирает. (Пчела)
• Есть в лесу хата,
В ней много комнат.
Здесь живет стадо Добрых санитаров.
Ты эту хату не трогай -
Санитарам покой дай! (Муравейник и муравьи)
• Шесть ног без копыт,
Ходит, а не стучит,
Летает, а не птица,
Может вверх ногами вцепится. (Насекомое)
• В лесу у пня беготня, суета,
Народ рабочий весь день хлопоче. (Муравьи)
• Лазит над нами вверх ногами.
Всегда странствует, все отведает. (Муха)
6. Игра «Поймай насекомое»
Учитель называет животных. Каждое название насекомого ученики сопровождают аплодисментами ладоней.
Материал для игры: соловей, солнышко, бабочка, таракан, лягушка, шмель, зайчик, колорадский жук, стрекоза, муха, блоха, рыба, змея, медведь, водомірка, оса, муравей, еж.
7. Игра «Кто лишний?»
Учитель показывает рисунки с изображениями насекомых: пчела, муравей, бабочка, жук и паук.
- Какая из этих животных лишний? Почему?
V. Итог урока
- Каких животных относятся к насекомым?
- Каких насекомых вы знаете?
Существенные признаки насекомых?
- Из скольких частей состоит туловище насекомого?
- Назовите эти части.
- Сколько ног у насекомых?
- Назовите насекомых нашего края.