Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 30 (АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ)

ТЕМА. УРОК-ИГРА «ТРАГЕДИЯ ПЛАНЕТЫ ЕКОЛУЗІЯ»

 

Цель урока: обучающая - вспомнить факторы вредного влияния деятельности человека на оболочки Земли (литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу) на примере несуществующей планеты Еколузії; развивающая - доказать на конкретных примерах, что до экологической катастрофы приводят не только разные виды загрязнения окружающей среды и нарушения естественной равновесия, уничтожение компонентов экосистем; воспитательная - на примере вымышленной планеты подчеркнуть общественную и личную ответственность человека за существование жизни на Земле.

Основные понятия: экосистема, терриконы, парниковый эффект, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Методы урока: словесный (беседа), поисковый (последовательная связь отдельных фактов), проблемный (рекомендации по выходу из экологического кризиса).

Оборудование: бумажные ленты с информации - по одной у каждого участника, план общей правильной последовательности этих тридцати утверждений для учителя, доска или лист бумаги формата А1 для записи ведущим правильной последовательности утверждений. Тип урока: обобщающая игра.

Межпредметные связи: география, биология, экология, история.

 

Ход урока

И. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

- Слово учителя

Несколько месяцев назад к Земле поступило два радиоволновых сообщение с планеты, расположенной в соседней звездной системе.

Эти сигналы были зафиксированы несколькими странами северного полушария Земли, в частности Украиной. И хотя эти «письма» не были зашифрованные, языково-лексические особенности в течение длительного времени не позволили понять их содержание. Только вчера СМИ всего мира с прискорбием сообщили человеческое сообщество о том, что в первом сообщении был сигнал о помощи, а в втором, к сожалению, прощание жителей планеты Еколузія с братьями по разуму.

Сейчас каждый из вас получит по 1-2 предложение из первого сообщения - сигнал о помощи. Наша задача - составить из этих отдельных предложений содержательное описание ситуации, которая произошла на планете и сделать выводы, какие именно факторы привели к гибели цивилизации разумных существ.

Внимание! Информацию, которую каждый из вас получил на отдельной бумажной ленте, нельзя никому показывать, ее можно только читать вслух. Свои мысли можно писать на доске или на большом листе бумаги формата А1.

II. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель раздает каждому участнику ленту с текстом. Если участников игры меньше 30, то учитель исключает из обсуждение те утверждения (на свой выбор), НЕ отмеченные звездочкой.

Далее учитель действует в зависимости от числа участников и способности учащихся в совместных интеллектуальных действий. Если класс большой (бл. 30 человек) или в нем нет явного лидера, то роль ведущего берет на себя учитель. Он подсказывает участникам, что сначала надо прочитать вслух каждое утверждение и после внимательного прослушивания определить их правильную последовательность. Для удобства можно даже расставить участников с лентами в руках у этой правильной последовательности. Затем, убедившись, что все расставлено правильно, следует записать все высказывания на доске или на большом листе.

После того, как участники восстановили правильный порядок предложений в сообщении, учитель задает учащимся вопросы.

- Вопрос к ученикам

- Историю существования либо известной вам цивилизации напоминает вам история погибшей планеты Еколузія? (Она похожа на историю человеческой земной цивилизации.)

- Что произошло с цивилизацией Еколузії, от чего она погибла? (От экологической катастрофы.)

- Какие рекомендации вы могли бы дать жителям Еколузії, если бы содержание их просьбе помощь был истолкован своевременно?

1. Своевременное выявление факторов вредного воздействия хозяйственной деятельности жителей планеты на ее оболочки.

2. Сохранение и воспроизводство редких и исчезающих видов растений и животных в местах их естественного обитания.

3. Использование отходов и вторичных ресурсов в промышленности.

4. Использование экологически безопасных и возобновляемых источников энергии - ветра и солнца.

5. Экономное расходование всех видов энергии.

6. Замена природных материалов (древесины, кожи, ка меню) искусственными.

- Желаете ли вы повторить ситуацию, которая произошла на Еколузії? Почему? (Мы желаем жить здоровыми на чистой красивой планете!)

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Вопрос к ученикам

- Почему нам удалось быстро и правильно справиться с заданием?

1. Мы качественно проработали эту тему, нам удалось правильно выбрать лидера, который записывал наши мысли на доске (бумаге).

2. Мы прислушивались к мнениям один одного.

3. Мы были настроены на победу, были уверены в своих знаниях.

4. Нам удалось плодотворно работать в группе.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Сообщение с планеты Еколузія

(разрезать на отдельные предложения и раздать учащимся в произвольном порядке)

1. Первоначальные разумные существа по образом жизни и питания почти не отличались от животных.

2. Сначала влияние цивилизации на природу было незначительным.

3. Впоследствии разумные существа научились изготавливать простые механизмы, которые помогали им выживать.

4. Современная сообщество получает и использует различные виды энергии, создает сложные машины и механизмы.

5. Разумное общество ощутимо изменило среду своего существования.

6. Долгое время отношение людей к природы было потребительским.

7. Людям казалось, что природные богатства бесконечны и неистощимы.

8. Экологические проблемы волнуют жителей планеты в разных ее уголках.

9. В составе литосферы содержатся полезные ископаемые.

10. Добывая полезные ископаемые, жители нашей планеты меняют литосферу значительно больше, чем силы природы.

11. Добыча полезных ископаемых негативно влияет на почву и его жителей, сказывается на других составляющих биосферы.

12. Отходы, остающиеся после добыча угля, на поверхности планеты образуют терриконы.

13. Углекислый газ попадает в атмосферы, изменяя состав воздуха.

14. Углекислый газ и некоторые другие газы, попадая в атмосферу, действуют подобно стекла в теплицах.

15. Эти газы удерживают тепловую энергию, которая выделяется в окружающую среду.

16. От этого температура воздуха растет - каждые 100 лет она повышается на 1 °С.

17. Планете угрожает таяние льда на полюсах, в результате чего поднимется уровень воды в океанах.

18. Часть суши будет затопленной, изменится климат и погода.

19. Потребление пресной воды рек приближается к такой черте, когда дальнейшее его рост сделает невозможным самовосстановления водных экосистем.

20. Когда воду из рек в большом количества тратят на нужды человечества, то ее поступление к морям уменьшается.

21. Моря мелеют, вода в них становится более соленой.

22. Обитатели морей приспособлены к определенного содержания соли, поэтому страдают от таких изменений.

23. Водоемы загрязняются не только сточными водами, а также минеральными удобрениями и ядохимикатами, вымываются с полей дождями.

24. Ученые, создавая благоприятные условия для существования одних живых организмов, нечаянно уничтожают другие виды.

25. Строя города и дороги, мы неузнаваемо изменили поверхность планеты, почвы, растительный покров и животных, которые на нем обитают.

26. Навсегда исчезают целые екосистеми. их заменяют кирпич, асфальт и бетон.

27. Наша цивилизация не может не вмешиваться в биосферу, а новые вмешательства создают новые проблемы.

28. Атмосфера и гидросфера не имеют государственных границ, поэтому живые организмы страдают от экологического бедствия во всех уголках планеты.

29. Наша цивилизация существует около 2 млн. лет.

30. Ученые бьют тревогу: жаль, которой разумные существа наносят планете, может оказаться необратимой.