Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК №№ 34-35. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

 

Цель урока: научить учащихся рационально распределять свой доход; объяснить учащимся зависимость существует между ценой товара и спросом на него; научить строить график спроса, различать эластичный и неэластичный спрос, вычислять коэффициент эластичности спроса.

Тип урока: нестандартный урок (деловая игра).

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

Задача нашего сегодняшнего урока - научиться распределять фиксированный доход, а также проследить зависимость существует между ценой товара и спросом на него. Для этого мы проведем деловую игру «Эластичность спроса».

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Учитель знакомит учащихся с условиями игры. Игра проходит в четыре раунда. Учитель предлагает учащимся объединиться в две группы: покупателей и продавцов - в соотношении 3:1. Кроме того, в центре класса садится два ученика - «группа маркетинга», которая будет анализировать и обобщать итоги раундов. «Группа маркетинга» имеет калькуляторы, листы бумаги, ручки.

Продавцы сидят возле доски, имеют маркеры и мел. На доске - таблица, в которой указаны товары, спрос на один из которых должен быть абсолютно эластичным, например «бананы», на второй - относительно эластичный, например «мясо», а на третий - абсолютно неэластичен, например «хлеб». Цены на товары в каждом раунде повышаются и последовательно заносятся в таблицу.

Таблица имеет такой вид:

 

Продукты

Раунд И

Раунд II

Раунд III

Раунд IV

цена

количество

цена

количество

цена

количество

цена

количество

Бананы

 

 

 

 

 

 

 

 

Мясо

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлеб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске строятся оси координат за этими тремя товарами. На оси Y указаны цены, на оси X - количество проданной продукции.

Раунд И

Учитель говорит о том, что ученикам-покупателям выделено стипендию, например 560 грн. Эти средства нужно потратить за месяц, то есть за четыре недели. Это означает, что в каждом раунде, а их четыре, поскольку в месяце - четыре недели, покупатель может и должен потратить вполне по 140 грн., стараясь наиболее полно удовлетворить свои потребности за счет приведенных в таблице товаров. Посещая продавцов, ученики-покупатели «покупают» товары, продавцы записывают количество купленной продукции у себя на листах в таблице, аналогичной той, что на доске.

Время раунда - 5 мин.

Когда время заканчивается, учитель просит покупателей занять свои места, а продавцов - передать данные о количестве купленной у них продукции «группе маркетологов», которая подсчитывает данные по каждому виду товаров и записывает их в таблицу на доске и обозначает на графике.

Раунды II, III и IV

Сумма денег остается прежней (140 грн.), на рынке продаются те же товары, но цены на них выросли. Покупатель должен, как и в первом раунде, вполне потратить свои средства на эти товары. После каждого раунда результаты обобщаются «группой маркетинга» и заносятся в таблицы и обозначаются на графике. На соответствующих осях координат строим графики эластичности по каждому товару. Они будут иметь практически такой вид:

 

 

В конце четвертого раунда просим покупателей и продавцов занять свои места и переходим к анализу таблицы и графиков.

Учитель предлагает учащимся дать ответы на следующие вопросы:

1. Объясните смысл закона спроса. (Закон спроса показывает связь между ценами на товары и количеством купленной продукции.)

2. Почему, несмотря на повышение цен, количество проданного хлеба была одинаковой (или даже немного выросла)? (Поскольку количество потребленного хлеба не зависит от цен, она осталась стабильной. Возможно некоторое увеличение покупок хлеба за счет того, что люди хотели увеличить удовлетворение своих потребностей за счет более дешевого, по сравнению с другими товарами, продукта.)

3. Почему кривые на графике мяса и бананов имеют разный вид? (Потребление бананов происходит в основном не для удовлетворения насущных потребностей, поэтому в случае повышения цен и на бананы, и на мясо за фиксированного дохода потребление бананов сокращается быстрее, чем потребление мяса.)

4. Что такое «эластичный спрос»? Что такое «неэластичный спрос»? (Эластичный спрос наблюдается на товары, потребление которых резко изменяется в зависимости от изменения цены. Неэластичен спрос на товары, жизненно необходимые человеку, спрос на них не зависит от изменения цен (хлеб, соль, некоторые виды лекарств).)

5. Как изменятся кривые спроса на графиках, если ваши доходы увеличатся вдвое? (Кривые спроса на бананы и мясо сместятся вправо, кривая на графике хлеба останется на том же уровне.)

6. Как изменятся кривые на графиках, если в продажу поступят более дешевые товары-заменители (апельсины, сало, крупы)? (Кривые спроса на бананы и мясо сместятся влево, кривая спроса на хлеб останется на прежнем уровне.)

Просим учеников написать как можно больше товаров, которые являются эластичными, в совершенстве эластичными и совершенно неэластичными. Определяем победителя.

 

III. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся

Ученикам раздаются карточки.

Эластичность спроса

Определите, является ли спрос на эти товары эластичным. Объясните мотивы вашего решения.

1. Соль__________ . Почему? ________________________________________

_______________________________________________________________

2. Бензин на следующий день после 20%-го подорожания___________________.

Почему? ___________________________________________________________

3. Бензин через год после 20%-го подорожания________________________

Почему? ______________________________________________________________

4. Колбаса___________ . Почему? ________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Инсулин___________ . Почему? ____________________________________________

________________________________________________________________________

6. Инсулин в одной из четырех аптек, расположенных поблизости друг от друга____________.

Почему? ________________________________________________________________________

7. Шуба из натурального меха в городе Якутске_______________________________________.

Почему? _____________________________________________________________________

8. Шуба из натурального меха в городе Луцке_______________________________________.

Почему? _______________________________________________________________________

 

IV. Итог урока

Обобщение результатов игры

Заключительное слово учителя о том, что в зависимости от той роли, которую играют различные товары в жизни людей, они бывают эластичными и неэластичными. Это обусловливает различные изменения количества приобретаемой продукции в зависимости от изменения цен, что активно влияет на стратегию поведения потребителей на рынке. Однако эластичность спроса можно регулировать на разных уровнях, изменяя величину доходов потребителей, совершенствуя налоговую систему, изменяя и расширяя ассортимент продукции, формируя структуру потребления населения.

 

V. Домашнее задание

Учащимся дается опережающее задание.

Проблемные вопросы для обсуждения эластичности

1. Почему фермеры в Висконсине в отличие от украинских фермеров очень часто недовольны слишком большим урожаем?

2. В 70-е pp. XX в. в США отменили государственное ограничения на цены авиабилетов. Все ожидали, что цены на них возрастут, но они, наоборот, снизились. Почему?

3. Почему широкомасштабная акция милиции против контрабанды наркотиков привела к усилению преступности внутри страны?