МНОЖЕСТВЕННЫЕ СРАВНЕНИЯ - один из методов изучения предпочтений, построенный путем экстраполяции метода парных сравнений на большое (несколько десятков) группу объектов. Идея метода заключается в том, что заранее, на предыдущем этапе исследования экспериментальным путем определяют максимальное число объектов к, при котором метод ранжирования эквивалентный (дает тождественное упорядочение) метода парных сравнений. Далее на главном этапе исследования респондентам предлагается в множестве из п объектов проводить не традиционное парное упорядочение из двух объектов, а благоустраивать к объектов.
Возможны два варианта метода П. м. В первом множество наборов по k объектов из множества из п объектов числом В определяют так, чтобы каждая пара объектов попала хотя бы один раз в один набор. При этом каждый набор формируется по специальной схеме (т. наз. блок-схема). Во втором варианте объекты, включенные в каждого набора, определяются путем реализации т. н. случайных чисел. Количество наборов должно быть таким, чтобы с наибольшей вероятностью после транзитивного замыкания всего множества сравнений для каждой пары объектов были бы определенные преференции респондентов. То есть если в одном наборе имеем объекты "а" и "b" и респондент признал первенство "а" по отношению к "b", а в другом наборе содержатся объекты "b" и "с" и респондент признал первенство "b" по отношению к "с", тогда транзитивне замыкание означает, что исследователь имеет основания сделать вывод: респондент признает первенство объекта "а" по отношению к "с". Первый вариант трудоемкий метода (напр., если n=31, k=6 нужен 31 набор), но он не требует предположения о транзитивность предпочтений респондентов. Второй вариант метода более экономный, но опирается на предположение о транзитивность сравнений.