Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Грамши Антонио (1891, Алєс, о. Сардиния - 1937, Рим)- итальянский мыслитель, разработавший оригинальную концепцию марксизма. Она во многом была воспринята итальянскими левыми; политический деятель; в 1913 г. поступлений в Итальянской социалистической партии; один из основателей Итальянской компартии (1921), а также ее представитель в Исполкоме Коминтерна. В 1926 г. арестован и сослан на о. Устика, в 1928 г. приговорен к 20 годам заключения. Тяжелые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье. Умер после формального освобождения из тюрьмы.

Автор большого количества трудов по истории, философии, культуре (12-томный сборник трудов), среди которых выделяются: "Тюремные тетради" (основная работа, написанная в тюрьме с 1929 по 1935 г.; первая публикация 1948-1951 гг.); "Письма из тюрьмы" (1947).

Грамши разработал ряд философских, политологических и социологических проблем, среди которых: теория гегемонии; специфика государства и гражданского общества; роль интеллектуалов в обществе; стратегия революционной действия в современных условиях и т.д. Он творчески развил политико - философскую составляющую марксизма, обогатил и вышел за рамки классического первоисточника. Теоретик выдвинул идею, что история - это не развитие производительных сил, а конкуренция гегемонии или антагонистических культурных моделей, при этом не обязательно связанных с экономикой. Согласно Грамши, марксизм - практика, а не статичная доктрина, потому что реальность постоянно опровергает или корректирует многие положения Маркса.

Одна из центральных тем политического учения Грамши - теория гегемонии, которая использовалась им для исследования причин успехов и провалов социалистического проекта в разных странах, а также в практических целях - для создания эффективной программы завоевания власти и построения социализма в условиях реального общества. Гегемония как характеристика каждого классового общества состоит из двух уровней: горизонтального (союз социальных групп и сил с руководством одного класса над другим классом) и вертикального (завоевание господства в обществе и государстве). Гегемония последовательно осуществляется: 1) в экономике, где поддерживает распространения конкретного типа мышления на весь класс; 2) по идеологической единства класса; 3) в достижении доминирующими интересами и идеологией господствующего положения в обществе - полная гегемония. Поэтому гегемония предполагает не только экономическое и политическое доминирование, но и интеллектуальное и нравственное верховенства. Слабость гегемонии на одном из этих направлений ведет к ее неполноте, способ компенсации которой - диктатура (например, олигархическая). Гегемония - сложное явление, которое формируется как взаимное дополнение насилия (политического и иного принуждения) и согласия (на основе совпадения загальнокласових интересов и идейных установок). Финал создание гегемонии - захват власти. Гегемония не является раз и навсегда данной: когда доминирующий класс (исторический субъект) потерял "командный" статус морального и интеллектуального превосходства, то происходит кризис гегемонии, которая составляет суть революции В результате к власти придет новый класс, который становится настоящим гегемоном. Разделение господства и гегемонии дал возможность Грамши выявить различие между политическим обществом (то есть государством как аппаратом принуждения) и гражданским обществом, которое является совокупностью добровольных общественных отношений, которые проявляются в общественных институтах (профсоюзы, церковь, партии и т.п.). Грамши также сформулировал интегральное понятие современной западной государства - это сочетание политического и гражданского обществ, то есть сочетание "этико - политического руководства, которое базируется на согласии и добровольности, с государственным принуждением. Это единство, осуществлена классом-гегемоном, порождает исторический блок (по - городов понятие "общественно-экономическая формация"). Этот блок Грамши понимает, прежде всего, в категориях культуры. Класс - гегемон должен дать обществу такую модель культуры, которая даст ему возможность захватить и сохранить власть, создать условия для развития нации, в соответствии с видением будущего и интересами доминирующего класса. Решение комплекса этих задач возлагается на интеллектуалов, которые не только создают культуру, но и управляют массами, с помощью культуры объединяют нацию и формируют сознание исторической миссии доминирующего класса. Грамши различал два типа интеллектуалов - органический (соответствует духу эпохи и существующей гегемонии) и традиционный (наследство прошлой эпохи).

Сила и оригинальность аргументов Грамши заключается в его позиции обоснования значение человеческой субъективности как важного положения марксизма. Приоритет таких марксистских теоретиков, как К. Каутский и Г. Плеханов, был связан с объективными условиями капитализма, а человеческая субъективность (сознание) рассматривается им как простой проявление более глубоких экономических процессов. В отличие от них Грамши особым значением и ролью наделял идею, сознание, человеческую субъективность. Такой подход является выражением несогласия и конструктивной критики экономизма, четко выстроенной оценки отношений между идеологией и сознанием, акцентирование автономии государства и новой интерпретации роли интеллектуалов (шире - интеллигенции) в политической борьбе. Грамши пришел к выводу, что Каутский и Плеханов пытались создать псевдонауку, которой присуща способность предвидеть изменения капитализма и отказ от наиболее значимой черты диалектического подхода: взаимодействие между объективным и субъективным в историческом процессе. По мнению Грамши, економізм не способен понять роль политического, идеологического и культурного факторов, всей сложности классовой борьбы в целом, политической в частности.

Ключом к пониманию теоретических положений Грамши является то, что частная собственность на средства производства является необходимой, но не достаточной предпосылкой капиталистического господства.

Взгляды Грамши на природу государства глубже и оригинальнее, чем это характерно для ортодоксального марксизма. Государство - это альтернативная сцена борьбы. Грамши также дал более широкое понимание концепции власти, в которую включил все виды деятельности и инициативы, которые формируют аппарат политической и культурной гегемонии правящих классов. Рост значения государства обосновывается в трудах Грамши тем, что борьба за сознание людей имеет такое же значение, как и борьба за собственность на средства производства. Отстаивая необходимость революционного перехода к социализму, Грамши считал, что в 20-е годы произошла не временная стабилизация, а существенная трансформация капитализма в рамках существующего строя - "пассивная революция". Через это он считал невозможной "активную революцию" российского образца - "лобовую атаку", "маневренную войну" с присущими ей ускоренными темпами преобразований и высказывался в пользу "позиционной войны" - постепенного, "пластического" приспособление к новым условиям.

Борьба за доминирующие позиции в гражданском обществе предполагает его "интеллектуально-моральную реформу", то есть целенаправленность воспитательных мероприятий для перестройки политико - культурных основ. Эта стратегия предусматривала на первом этапе обретения идеологического и политического влияния, сплочения рабочего класса и других слоев населения и лишь на следующем - завоевание власти. Поэтому революционная борьба без интеллектуалов невозможна, что требует соответствующего уровня идеологического единства, по которой партия, интеллектуалы и массы развивают "органические" отношения.

Аликата М. Антонио Грамши - основатель Итальянской коммунистической партии: Пер. с итал. - М., 1957; Алексеева Т. А. Современные политические теории. - М., 2000; GramsciA. Selektions from the Prison Notebooks of Antonio Gramsci/Ed. By Q. Home and

G. Novell-Smith. - London: Lawrence and Wishart, 1971.

В. Храмов