Раздел III
Культурные процессы
накануне и в эпоху казачества
ИКОНОПИСЬ XIV-ХV ВВ.
В ХІV-ХV вв. в Европе происходят сложные процессы:
ортодоксы терпят поражение, формируются гуманистические тенденции, в значительной мере
меняют мировоззрение людей. Украина активно реагирует на эти изменения, заимствует приобретенный
соседями опыт. Ярко это заметно в живописи. Традиционные религиозные сюжеты
трактуются как светское событие, в изображение вносятся живые натурные впечатления.
Росписи оживают, становятся динамичными, идут поиски отражения эмоционального состояния
героя. Канонические темы получают достаточно вольную трактовку. Образуются очаги
местных мастеров-живописцев.
Формируется украинская, достаточно
своеобразная школа иконописи. Для нее характерен рисунок стройных, пропорционально
составных фигур в смелых и свободных движениях, с ярко выраженным украинским
этническим типом. Сюжеты приближаются к народных росписей в домах. Расширяется
тематика сюжетов: появляются темы страшного суда, сатирические трактовки.
Нередко художники вводят в икону изображения турок, татар, евреев в
характерном наряде, господ, королей в компании с блудницами, которые терпят
адские муки. Под влиянием народного творчества в иконописи менее заметен
аскетизм, образы святых становятся теплыми, человечными. Палитра освещается.
Самыми популярными, особенно в казачьей среде, становятся святой Георгий,
Николай Чудотворец, Параскева Пятница и Богоматерь с ребенком.
Итак, в живописи наметились и
закрепились реалистические тенденции, которые вскоре переросли в светское искусство.