Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 33

ТЕМА. НОВЕЙШАЯ УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Цель: раскрыть особенности новейшей украинской философии; ознакомить учащихся с процессом ее формирования; развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать уважительное отношение к творческим достижениям украинских философов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекция, эвристическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и задач урока.

Работа над эпиграфом к уроку

Каждый народ имеет свой особенный характер, которым отличается от других народов и свою философию, более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, поучениях, стихотворениях и религии.

Архимандрит Гавриил

1. Как эти слова можно соотнести с темой нашего урока?

2. Что означает замечание «более-менее наукообразную»?

3. Можно ли вообще определить понятие «народная философия»?

4. Какое слово, понятие более полно отражает сущность «национальной философии»?

 

III. Проработка нового учебного материала

Лекция

Украинская философское наследие начала привлекать внимание ученых с конца XIX - начала XX вв. В 20-х годах XX ст. Дмитрий Чижевский, развивая их идеи, в книге «Философия на Украине» утверждает, что украинская философия начинается с периода Григория Сковороды. Позже, в 60-х годах эта мысль была высказана в «Очерках истории философии на Украине». И в 70-х годах XX в. сформировалась новая тенденция: так, киевские философы высказали мнение, что в братских школах, Острожском научно-просветительском центре Киево-Могилянской академии функционировала профессиональная философия Украины, а сами же философские идеи зародились еще во времена Киевской Руси. В 80-х годах ХХ в. утвердилась такая мысль: философия как специфическая сфера духовной деятельности, самопознания духа должна рассматриваться в контексте культуры, а не в системе науки, ибо только на достаточно высоком уровне развития культуры формируется философское теоретическое знание с функциями науки. Исследуя развитие философской мысли в Украине от времен Киевской Руси до современности, историки раскрывают ее особенности, самобытность, национальные традиции, подчеркивая, что история философии может объективно рассматриваться лишь как составляющая истории национальной культуры, как история способу осознания смысловых жизненных проблем: жизни и смерти человека, сущности человека и его отношение к окружающему миру, свободы и необходимости, добра и зла и т.д.

Структура философии Украины определяется в зависимости от социокультурного фона. В историю философии как науки входят, во-первых, исследования истории философской мысли в Украине как неотъемлемой составной части мировой культуры. Функционирования философских идей создает философско-мировоззренческий почву той культуры, что объединяет людей, которые живут в Украине и формируют ее народ.

Во-вторых, история философии в Украине охватывает философские проблемы и теории, разработаны и сформированы именно философами - выходцами с Украины. Это самые отдаленные от сугубо украинской национально-культурной проблематики исследования. У них слабее выражен характер собственно украинской культуры. Наконец, к истории украинской философии входят исследования ее специфики, национальных особенностей, традиций. Речь идет о мировоззренческой ментальность, что определяет собственно украинское видение мира, о комплексе мировоззренческих признаков, обусловливающих определенность духовного мира нации в контексте истории культуры человечества. Учета всех составляющих в их взаимодействии позволяет осознать самобытность философии в Украине, начиная со времен Киевской Руси.

Ряд ученых выделяют в истории философии Украины такие периоды:

1) становления и развития философской мысли в Киевской Руси;

2) философии украинского Ренессанса;

3) Просвещения и развития философии в Киево-Могилянской академии;

4) развития философии пред-романтизма (XVIII - начало XIX вв.);

5) украинского романтизма (от М. Гоголя к П. Юркевича);

6) период, когда параллельно с романтизмом возникает блок философии позитивизма и рационализма (университетская философия Иоганна Шада, Александра Потебни, Владимира Вернадского, Михаила Драгоманова, Ивана Франко);

7) формирование философских идей в лоне модернизма XX ст.;

8) философия украинской диаспоры.

Ряд философов в развитии и становлении философии в Украине выделяют три периода:

• во-первых, период докласичної философии, охватывающий историю украинской философии от Киевской Руси до Просвещения, включая развитие философии в Киево-Могилянской академии;

• во-вторых, классический период - от философии Григория Сковороды к университетской философии конца XIX ст.;

• в-третьих, период новейшей украинской философии XX в., включая философию украинской диаспоры. Причем особенностью периода считается экзистенциально-романтический характер философии.

Своеобразие каждого из периодов истории философии в Украине заключается в том, что первый период истории философии в Украине охватывает существования Киевской Руси. Тогда философия еще не выделилась в самостоятельную сферу теоретического осмысления мира. Это практическая философия, которая составляла неотъемлемую часть культуры X-XI вв. Основная ее проблема: человек - Бог.

Второй период истории философии в Украине охватывает XVI-XVIII в. и связан с деятельностью церковных братств, Острожского культурно-образовательного центра и Киево-Могилянской академии. Это период культуры украинского барокко, что обусловило выделение характерных признаков философии в Украине. В ее центре проблема: человек - Вселенная. Формируется профессиональная философия как специфическая сфера теоретического мышления. Ее вершина - философия Григория Сковороды.

Третий период (XIX - первая треть XX вв.) - философия культуры романтизма с основной проблемой: человек - нация, включающая профессионально-философское знание (Памфіл Юркевич) и непрофессиональную философию, связанную с художественной литературой. Возникнув на востоке Украины, в Харькове, философия распространяется на запад до Киева и Львова.

Три типа украинской культуры: греко-славянский, барокко и романтизм - обусловили своеобразие отдельных периодов истории философии в Украине.

Соглашаясь с такой концепцией периодизации истории философии в Украине , пожалуй, стоит дополнить ее четвертым периодом - от 30-х годов XX в. до конца 80-х годов. Это философия советского периода в Украине. Несмотря на всю общность с особенностями философии других народов Советского Союза, философия в Украине имеет и собственно свои национально-ментальные особенности: характер мышления, выдвижение и обоснование проблем, важнейшей из которых является проблема индивидуальности исторического процесса.

Пятый период - рождение культуры независимой Украины и формирования современной философии конца XX в.

Жизненные корни и особенности философии как мировоззренческого стержня украинской культуры обусловлены особенностями образа жизни и истории украинского народа. Выдающиеся ученые Дмитрий Багалей, Михаил Грушевский, Владимир Мавродин, Дмитрий Лихачев, Иван Огиенко, Михаил Ростовцев, Борис Рыбаков, Михаил Тихомиров и др., ссылаясь на исторические памятники, летописи, убедительно доказывают, что украинский народ испокон веков жил на своей земле. Его предки - праславяне - поселились на территории современной Украины еще во времена трипольской земледельческой культуры (III - начало II тыс. до н. э.). Борис Рыбаков отмечает, что «праславянский ареал» простирался от Днепра к Одру, севернее европейского горного барьера (Карпаты-Судеты-Гарц). На этой территории сформировался праславянский культура, которая просуществовала более 900 лет. Первые сведения о славянах как особую этническую общность достигают в i в. н. э. История праславян и славян полна столкновениями с различными племенами, которые проникали на их территорию:

гунны, готы, тюркские болгары, авары и др. На славянской территории пересекались культуры Востока, Юга, Запада. На духовную жизнь славян И в. н. э. особенно значительное влияние оказали греки, поселения которых были основаны в Северном Причерноморье в VII в. до н. э. и распались в III в. н. э. Тысячелетний период античной цивилизации в Северном Причерноморье сказался на общественном укладе и мировоззрении многих поколений соседних племен с греками, имел непосредственное влияние на развитие экономики, политики, культуры. Прогрессивная роль античных пивничночорноморських городов заключалась в том, что длительный период славянские племена постоянно взаимодействовали с наиболее передовой на то время античной культурой: литературой, театром, живописью, архитектурой, философией, религией. Античные традиции, на основе которых возникли византийская и болгарская культуры, достигли Киевской Руси. И на славянскую культуру влияние античной, византийской и других культур не был абсолютным. Славянство, переосмыслив воздействия, создавало и развивало новую оригинальную культуру, которая стала основой культуры Киевской Руси. Способность философской культуры Киевской Руси творчески синтезировать различные идеи мировой философской мысли, ее «всемирная открытость» является одной из ее особенностей становления. В процессе освоения мира славяне сформировали свою ментальность.

Эта установка как своеобразный принцип индивидуальности сформировалась в глубинах самого образа жизни предков. Труд на плодородных землях способствовала образованию малых социальных общностей украинцев, где самоценным считался индивид с его толерантным отношением к другому индивиду. Индивидуализм с учетом особенностей психики украинцев способствовал развитию творческого духа, осуществлению личного выбора решений по внутренне принятым идеалом. Тип творческого индивидуализма проявляется в способности и желании брать на себя ответственность за выбор и результаты деятельности и жизни общества. Творческий индивидуализм - это инициатива, самостоятельность, настойчивость, умение владеть и управлять собой. Творческий индивидуализм украинца - это личная независимость и уважение свободы каждого человека как чего-то священного и неприкосновенного. Исторический пример такого субъекта свободы - свободолюбивый казак и казачество в Украине.

Идея неограниченной свободы украинцев иногда становилась на пути создания собственного государства: в XIII в. вожди Болоховской земли, защищая независимость общинников от посягательств Даниила Галицкого, заключили союз с татарами. Власть татар не угрожала существованию их общинного строя. Свободолюбие определяла все остальные черты мировоззренческой ментальности украинцев, в том числе екзистенціальність. Для украинца присуще стремление к самопознанию, погруженность в себя, уединения, восприятие отдельного человека как микрокосма. Важным для него является внутренний, духовный мир человека как его настоящий мир, связанный с личностными качествами. Общеизвестна и глубокая эмоциональность украинца, что идет от заинтересованного, сердечного отношения к природе родного края, к земле - кроткой, доброй, щедрой, плодородной, что порождает мир бытия, точнее, мир его бытия. Родная природа, родной край, родная земля - не абстрактные понятия для украинца, а Родина, ненька-Украина, к которой он проникается глубокими чувствами. В ней радости и печали каждого, судьба, существование, воля. Такое отношение к земле равнозначно отношению героя древнегреческой мифологии Антея к богине Земли - своей матери, которая дает ему непобедимую силу.

Антеїзм - важная особенность ментальности украинского философского мировоззрения. Глубокая эмоциональность, нежное отношение к родной природе отражены в истории материальной и духовной культуры Украины. Жажда неограниченной свободы, неограниченной свободы, влюбленность в природу родного края воплощены в тысячелетних обычаях и традициях. Устное творчество донесла народные поверья, верования в живые существа, окружающие человека (водяные, русалки, мавки, лешие и т.п.). Их уважают, им приносят жертвы, чтобы не вредили, не омрачали веру в вечность человеческой жизни. Такой характер мировосприятия порождает романтический дух народа, тысячекратно воспетая в мелодичных украинских песнях. Без песен, танцев, игр не обходилась ни одно событие. Романтический дух украинской нации воплощенный в философии сердца: кордоцентризм - еще одна грань украинской ментальности, которая формировалась в глубинах древней культуры, шліфувалась в Словах, Посланиях, Поучениях, Молитвах. Особенности украинской ментальности так или иначе присущи всей истории философии Украины.

В истории украинской философской культуры любомудрие, софийное понимание знание становится доминирующим, полісемантичним. Носитель софійного знания выявляет экзистенциальную ментальность києворуської философии.

В становлении и развитии философской мысли Киевской Руси основной проблемой является проблема бытия человека, его родины в контексте бытия всех других народов и мира. Борьба против разрушительных сил человеческого бытия опирается на морально-божественную основу и приобретает форму конфликта между Добром и Злом. Опыт нравственности, практического философствования, полученном в условиях Киевской Руси, стал фундаментом для дальнейшего развития философской мысли.

Развитие культуры украинского Ренессанса происходило под влиянием идей западноевропейского Ренессанса, Реформации и культуры барокко. На почве богатого опыта києворуської духовности творчески засвоювалась западноевропейская, в том числе греческая культура. В Украине получил распространение неоплатонизм, особенно произведения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также идеи исихазма (ісихія - спокойствие, німотність), возникшего в Византии в XIV в. Для исихазма характерна непосредственное единение человека с Богом путем самоуглубление человека в собственный внутренний мир. Не разумом, а непосредственным экзистенциальным актом самоуглубление в глубины своей души человек достигает просветления, видения истины.

Значительную роль в развитии гуманистических и реформационных идей в Украине эпохи Ренессанса сыграли братские школы - Львовская, Киевская, Луцкая, Острожская и др. Братства противостояли польско-униатской политике, защищали православную веру, украинские традиции, культуру, язык, гражданские права украинцев. В братских школах, доступных для всех слоев населения, изучались греческий, церковно-славянский, латынь и украинский языки, что способствовало развитию национального самосознания украинцев. К тому же здесь выкладывались и другие науки - грамматика, риторика, поэтика, богословия и диалектика, сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста, «Диалектика» Иоанна Дамаскина, Платона, Аристотеля, что способствовало зарождению украинской академической философии. В Острожской школе (академии) был создан учебник по диалектике.

В 1632 г. Петр Могила основал Киевскую школу, которая впоследствии стала Киево-Могилянской академией.

Философия Григория Сковороды - морально-практическая. Идеи неоплатонизма, немецких мистиков XVI-XVII вв., народная и христианская символика - вот что лежит в основе его философии. Выше назначения философствования заключается в поисках счастья личности. Григорий Сковорода находит счастье человека состоит в родстве между. Идея родства антеїстична: только тот человек может надеяться на счастье, которая нашла себя в родственном мире, достигла душевного покоя. У каждого человека своя природа (индивидуальность), которую можно познать и благодаря этому выбрать для себя занятие, родственное невидимой природой. Такой смысл человеческого бытия. Философию Григория Сковороды по праву называют философией сердца, этического гуманизма. Ее продолжили романтики - Николай Гоголь, кирилло-мефодиевцы и др.

В начале XIX в. на Слобожанщине - в Харькове по инициативе Василия Каразина был открыт университет. В Украину, в Харьков тогда стали приезжать прогрессивные мыслители-иностранцы, например, известный европейский философ Иоганн Шад (1758-1834). Сторонник шеллінгіанства, Шад читает курс по философии, создает кружок молодых философов, сплачивает вокруг него студенческую молодежь, привлекает ее к распространению философских знаний, организует ежемесячные диспуты по проблемам общества и человека, знакомит общественность с идеями прогрессивных философов Западной Европы и т.д. Активная и плодотворная деятельность Иоганна Шада способствовала развитию философской мысли в Украине, формированию категорий и понятий философии, подготовке философских кадров.

Много философов Украины были последователями немецкой классической философии - Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля и др. Философ Яков Рубан - преподаватель штурманской школы в Николаеве перевел на русский «Пролегомены» Иммануила Канта. Петр Лодий (1764-1829) - профессор Львовского университета и Санкт-Петербургского педагогического института - создал учебник «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного и лживого», в которой подверг критике философские взгляды Иммануила Канта, разработал собственную трактовку логики, вопросы философии человека и общества. О гуманистическое направление философии Петра Ладья свидетельствуют произведения «Христиана Баумайстера наставления любомудрия нравоучительного», «Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве» и др. Одним из пропагандистов натурфилософии Фридриха Шеллинга стал воспитанник Киевской академии, черниговчанин Данило Велланский-Кавунник (1774-1847), профессор Петербургской медико-хирургической академии. Заслуга Даниила Велланського-Кавунника перед философией в том, что, анализируя специальные знания, он вызвал интерес к философским основам науки и знания вообще и развивал мысль о необходимости философской основы знаний.

Шеллінгіанець Иван Кронеберг (1788-1838), профессор латинской словесности - европейски образованный и культурный человек, один из первых шекспірознавців, «гордость и украшение словесного факультета Харьковского университета. В его трудах «Исторический взгляд на эстетику» и др. сделана попытка создать систему культуры, отталкиваясь от системы трансцендентального идеализма Шеллинга. Связывая эстетическую теорию с практикой обучения студентов в гимназиях и университете, Иван Кронеберг упрекает тем студентам, которые хотят ограничить науки полезным и не понимают, что цель пребывания в университете - достижение умственного совершенства. Он определил методологическое значение философии в обосновании органической связи наук. «Философия раскрывает небо и солнечную систему идей, светом которых осяваються, согреваются, развиваются все науки и оплодотворяется мир поэзии». Выдающуюся роль в развитии философской и социологической мысли отыграл первый ректор Харьковского университета Иван Степанович Рижский (1762-1811) - известный профессор словесности, который разрабатывал философские вопросы языка и мышления, эстетики, теории литературы и истории, анализировал проблемы теории познания и логики. Шеллінгіанські идеи составили основу научных произведений и преподавательской деятельности профессоров Ришельевского лицея в Одессе - Николая Курляндцева (1802-1835) и Константина Зеленецкий (1812-1858), первого ректора Киевского университета Михаила Александровича Максимовича (1804-1873). Природодознавець и языковед, этнограф и фольклорист, историк и археолог Михаил Максимович в «Письме о философии» писал, что философия как любовь к мудрости не может строиться на основе одного ума, а нужно еще и сердце, поскольку разум кричит, а любовь созидает. Настоящая, живая мудрость разума утверждается в любви. Философия не есть особая наука, а стремится проникнуть во внутреннее значение и единство предметов, возможно в любом творении ума, может воплощаться в поэзии, может распространяться на жизнь. Философия - это образ мыслей, мировоззрение. Вся наука должна быть философской. В философии Михаила Максимовича звучат идеи украинской ментальности.

Итак, в Украине XIX в. получила распространение близка к украинской ментальности шеллінгіанська философия. Позже, в 30-х годах, в Украину проникают идеи Георга Гегеля. Но и у Гегеля, прежде всего, импонировали мистически-экзистенциальные мотивы. Иосиф Григорьевич Михневич (1809-1905) - профессор Ришельевского лицея в Одессе - подчеркивал, что преклоняется перед той философией, что является близкой святой Руси своим духом.

Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий (1813-1889) - профессор Киевской академии и Киевского университета, решая вопрос о разуме и вере, глубоко критически анализировал антропологическую философию Иммануила Канта с позиций исторического метода. Принципиальная самостоятельность философии, связь отношение ее вопросам с требованиями современности выгодно отличают С. Гогоцького от его предшественников.

Итак, в первой половине XIX в. завершается период наследования достижений философии Запада, и начинается этап философской национального самосознания Украины.

Особое место в борьбе за национальное и социальное освобождение занимает идея общественного единства, сформулирована масонской ложей «Объединенные славяне» (Киев), Малороссийским обществом, которое основал Василий Лукашевич, и «Обществом соединенных славян», созданного братьями Петром и Андреем Борисовыми и Юлианом Люблинским. Здесь плодотворно работали прогрессивные деятели, ученые: Иван Орлай, профессор права Николай Белоусов, профессора Франц Зингер, Иван Ландражин, Карл Шпалинський, Степан Андрущенко и др.

Идеи экзистенциально-романтической философии, развивавшей украинская романтическая философия, в том числе русскоязычная (Гоголь, Юркевич), были продолжены в Киевской русскоязычной школе начала XX вв. Ее представители - Лев Шестов, Николай Бердяев, Михаил Коцюбинский и др. Широкое признание получила философия Льва Исааковича Шестова (Шварцмана) (1866-1938) - основателя философии экзистенциализма в Украине. На рубеже ХІХ-ХХ вв. Лев Шестов заявляет о те экзистенциальные проблемы, которые встанут перед европейской философией лишь в 20-х годах. Независимо от Кьеркегора, с творчеством которого ученый ознакомился впоследствии, он высказывает идеи о крахе сознательной жизни, его бессмысленность, трагическую ситуацию личности. Лев Шестов вслед за немецким философом Фридрихом Ницше показал несостоятельность идей гуманности и прогресса. Он осознавал, что в жизни человек оказывается перед неизвестностью и безнадежностью. Как экзистенциалист он отрицает рационализм, научную истину, науку, законы природы и этики как власть бездушных, ко всему истин, порабощают человека. Рациональному противопоставляет тип индивидуальной человека, что переживает. Пафос философии Льва Шестова заключается в утверждении многомерности человека.

Выдающийся мыслитель, который посвятил жизнь философии свободы человека, Николай Александрович Бердяев (1874-1948) существенно повлиял на формирование и возникновение в Европе классического типа экзистенциализма. Как экзистенциалист украинской ментальности он поставил в центр философствования человека. В книге «Самосознание» он писал: «Моя личность не является готовой реальностью, я создаю свою личность, создаю ее и тогда, когда познаю себя, я есть прежде всего акт... Я сам - то, что познает, экзистенциальный, и эта екзистенціальність есть вместе с тем не объективированный предмет моего познания». Николай Бердяев понимает философию как познание человеческого существования и понимания мира через человеческое существование. Личность более таинственна, чем мир, личность является целым миром. Философия Николая Бердяева - оригинальный синтез світоспоглядання предшественников, профессиональных философов.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовало кризис рационалистической философии, оказалась неспособной реализовать себя как наука наук. Реакцией на претензии философского рационализма Просвещения, воплощенного в немецкой классической философии, стала идея замены философии синтезом научного знания, высказанная позитивистами Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, а затем сторонниками эмпириокритицизма. С другой стороны, против рационализма просветителей выступили представители религиозной философии, которые считали философию принципиально не научным способом осмысления человеческого бытия. Эти неординарные явления общественной жизни обусловили формирование в Украине философских школ широкого спектра - от позитивизма до религиозного экзистенциализма. Разработка этих проблем сосредоточилась преимущественно в университетах Харькова, Киева, Одессы, хотя философская мысль в Украине развивалась и вне университетов. Особенностью развития украинской философии стала ее русскоязычная форма, поскольку украинский язык оставался фактически запрещенным. Академическая философия тогда была представлена произведениями известных ученых Александра Потебни, Алексея Козлова, Алексея Гилярова, Георгия Челпанова, Николая Грота, Василия Зеньківського, Густава Шпета и ряда религиозных философов - Петра Ліницького, Павла Кудрявцева, Романа Богдашевського. Достоянием общественности стало творчество выдающихся прогрессивных писателей Украины - Михаила Драгоманова, Ивана Франко, Владимира Вернадского и многих других. Их научно-философские произведения пропитаны духом высокой нравственности, на основе которой формировалась украинская философская культура - от времен Владимира Мономаха и до современности. Уход от украинского менталитета не стал абсолютным. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891), отвергнув теорию божественного происхождения языков, разработал теорию, согласно которой язык является деятельностью. Александр Потебня доказывал, что язык - деятельность, процесс производства, в котором речь - вечно повторяющееся усилие духа сделать членоподільний звук выражением мысли. Совокупность речевых актов и является языком. В процессе рождения слова оказывается противоположность объективности и субъективности, языка и понимания. Обосновав идею, что язык является общественным явлением, Александр Потебня приходит к выводу: язык - это средство не столько выражать готовую истину, сколько открывать до сих пор не известную истину; относительно же того, кто познает, язык является чем-то объективным, а относительно мира, что познается, язык - субъективная. Большое значение имеет доказательство того, что законы языка едины для всех стран и народов, что различие между языками заключается в результате действия законов. В процессах современного вещания Александр Потебня видит ключ к тому, как осуществлялись эти процессы в начале жизни человечества. Мысль о сравнении всех языков для языкознания такое же великое открытие, которым стала идея человечества-для истории. Обе они подтверждают идею единства человечества. В работе «Мысль и язык» Александр Потебня выдвинул идею: язык влияет на мифологическое сознание. Миф - это особое слово. Мифологическое мышление на определенном этапе развития является единственно возможным и разумным, свойственно не одному какому-либо времени, а людям всех времен, поэтому возникает тогда, когда нет других объяснений явлений.

Философская мысль Украины после 1917 г. претерпела суровых исторических испытаний. Ее основными творческими центрами были Киев и Харьков. Социально-политические и экономические преобразования обусловили изменения в философской культуре. Гражданская война разбросала украинскую интеллигенцию по разным политических объединениях, разорвала ее на коренную и интеллигенцию диаспоры. За пределами Украины оказались многие представители философской культуры. Несмотря на все, в Украине сформировалась мощная, противоречивая, революционно-романтическое течение, объединявшая ученых, поэтов, писателей, философов, общественно-политических деятелей (Михаил Грушевский, Павел Тычина, Остап Вишня, Николай Кулиш, Иван Микитенко, Владимир Винниченко, Николай Хвылевой, Николай Скрипник и др.).

Итак, как видим, история украинской философии - мощный поток в украинской культуре, который отражает противоречия бытия украинского народа.

 

Сообщения учащихся

Реферативные работы по теме лекции, дополнение о выдающихся украинских философов, о философские взгляды известных украинских писателей и поэтов.

 

Работа над коллажами

Защита коллажей: «Как я вижу развитие украинской философской мысли», «Современная украинская философия и ее исторические корни» , «Выдающиеся украинские философы на фоне европейской философской науки».

 

IV. Итоги урока

 

V. Домашнее задание

1. Подготовиться к защите проектов:

• «Екзистенціанально-романтическая философская волна в Украине начала ХХ века».

• «Культурно-философский подъем 20-х годов ХХ ст. («Расстрелянное возрождение»)».

• «Философия украинских «шестидесятников» («второе возрождение»)».

• «Мыслители украинской диаспоры».

2. Составить перечень рекомендуемой литературы по теме.