И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
г align="center">Урок № 35/р>
г align="center">Тема: Зв’язне речи. Особенности описания природы. Устный выборочный пересказ текста повествовательного характера с элементами описания природы/р>
Цель: объяснить особенности строения предложений описания природы, а также различие между научным и художественным описаниям; организовать наблюдение за языком образцов высокохудожественных пейзажей, созданных украинскими писателями; повторить изученное школьниками на уроках литературы о художественные средства и их роль в речи; повправляти в выборочном пересказе текста; развивать наблюдательность; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Ход урока
И. Сообщение цели и задач урока.
II. Актуализация опорных знаний..
Прочитать (прослушать).
Дать ответы на вопросы:
· К какому типу речи относится отрывок?
· Уголок природы здесь описано?
· Какие предметы описал автор, чтобы воссоздать картину природы? Рассказать, как строятся предложения текста-описания.
Октябрь зажег свечи вдоль дороги - это пожелтели липы. Стоят они в великом замысле и теряют свои листья без отчаяния и без сожаления. На день или на два надела их осень в новую обнову, а им не жалко ее. Или слишком тяжелая она для них, слишком изящно сшито, что не держится на их плечах.
Между липами тополя - горящие свечи осени.
А в парке - осыпанные золотом белые березы. Красным заревом занялись осины. Не коснулась осень лишь сосен. Завязаны в колючие зеленые платки, они уныло качают верховьем. Осень обошла их.
Звонят клены желтыми листьями, горят тихим огнем тополя, ронять золото березы, а червонцы - осины. Лишь сосны не могут сбросить надоевшие платки. Они не знают, что голые липы скоро будут завидовать им, почему не зеленые?
В саду опадали листья. Изредка-изредка какой-то листик не желал желтеть и крепко держался хвостиком ветки.
Дремал сад в осенней задумчивости под чистым голубым небом.
За Бы. Харчуком.
III. Изучение нового материала.
Прочитать, определить стиль каждого. Свое мнение доказать. Сформулировать цель научного и художественного описания природы. В двух-трех предложениях художественного описания указать “известное” и “новое”.
1. В лесах из широколиственных пород есть конечно три яруса деревьев и кустарников. Под кронами больших деревьев - дубов, кленов, в’мышц, ясенев - растут деревья меньшего (второго) размера: черемуха, клен татарский, боярышник, дикие яблоня и груша. Под ними растет подлесок - крупные кустарники: лещина, европейская и бородавчатая блуслини, жимолость, крушина, калина. Кроме этих трех ярусов деревьев и кустарников, в дубраве можно отличить три, а то и четыре яруса трав’янистих растений.
Из Детской энциклопедии.
2. Тремя ярусами раскинулось зеленое кружево леса.
В самом высоком ярусе шумели вершинами дубы, склонялись к ним раскидистые клены и узорчатые ясени, едва ворошились длинными косами нарядные березы.
А ниже - густым нарядом своим гордились липы, несли щедрые дары и грелись под солнцем обильные от урожая дикие кислицы и груши, выигрывали густым багрянцем кисти рябины, чернели ягоды черемухи, беспрестанно шумели всегда беспокойные осины.
А третий, самый нижний, ярус сплошь покрыл благодатную землю. Здесь росли колючие кусты терна, шиповника и боярышника, красовались и созревали на ветвях крушины ломкой темно-красные ягоды, что их в народе называют волчьими.
Богатый лес. Красивый лес. Вьется тропинка между деревьями, огибает придорожные кусты, обильным нависающими ветками, тянутся к свету и тепла.
По А. Шияном.
Прочитать предложение, определить принятые в них художественные средства. С какой целью они употреблены? Вспомнить определение эпитета, сравнения, олицетворения. Сделать вывод об уместности использования художественных средств в описаниях природы.
Небеса были темно-синие, глубокие, как вода в пруду. (Есть. Гуцало.) Высокая трава начинает гнутись, хилитись, поверх нее только горячий ветер гуляет и солнце розсіва свое жгучее, искрящееся лучей. (Панас Мирный.) Гордится против солнца гай, весь в сверкающих каплях, как в дорогом ожерелье. (С. Васильченко.)
ИV. Работа над выборочным пересказом.
Прочитать. Определить тему текста и его главную мысль. Какие типы речи в нем соединяются? Коллективно составить план описания природы. Устно пересказать описание природы по плану.
Море радостно и нежно блакитніло сквозь утренний туман. Оно было усыпано мелкими порошинками солнечных искр. Вода пахтіла йодистой свежестью. Ласковые белые волны вскипали кудрявой пеной.
Снежинками мигтіли в море казацкие чайки. Байдак под гетманским флагом шел впереди, как вожак в журавлиной ключи.
Джура Максим сидел на носу и бренчал на гуслях. Он имел хороший слух и молодой сильный голос. Парень подтянул стуни и провел по ним пальцами. Тогда запел. Эту песню давно начали составлять казаки и после каждого похода добавляли новые строфы.
А когда в походе жали хлеб казацкий
И все пылало,-
Променял он женщину на табак, на люльку,
На огниво.
Максимка запнулся. Конец песни вылетел у него из головы. Вдруг, словно бросаясь в бурную реку, он перешел на импровизацию:
А мне на людях с женщиной в походе
Не возится.
А тютюн да люлька казаку в походе
Понадобится.
Максим сам удивился, как легко и сложно создавалась песня. И вдруг проглотил язык, потому что увидел гетмана. Ребята расступились, как нерадивые школьники перед учителем. Но суровый гетман улыбнулся Максиму ласково и приветливо:
- Верно, сынок! Не казацкое дело - бабы! Женщина - так женщина. Поход так поход.
А море вокруг стлалось безграничным голубым ковром. Легкая прозрачная небесная баня вздымалась безграничной высотой. В ней таяла маленькая пушистая тучка, словно затерянный перышки сказочного белой птицы... (По С. Туловище, 205 сл.)
Задачи.
· Назвать принятые в тексте устаревшие слова, объяснить их лексическое значение (джура - оруженосец у казацкой старшины; чайка - боевой долбаная лодка запорожских казаков с парусами и веслами, обшитый снаружи досками или камышом для лучшей плавучести; байдак - большую лодку, огниво - железное или стальное принадлежности для викрешування огня из камня). Назвать иноязычные слова (імповізація - сочинение музыки, стихов, исполнение художественного произведения без предварительной подготовки).
· Подобрать синоним к слову баня (купол), озорник (сорванец).
· Объяснить значение фразеологизма проглотить язык.
· Составить план описания природы (ориентировочный: 1. Море блакитніло сквозь утренний туман. 2. Пылинки солнечных искр. 3. Запах йода. 4. Кудрявая пена хвильок. 5. Байдак - как вожак в журавлиной ключи. 6. Безграничный голубой ковер. 7. Безграничная высь небесной бане. 8. Тучка - как пор’я сказочной птицы.)
· Устно пересказать описание природы по составленному плану.