Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 3 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 34

Тема. Коллективная творческая работа: конструирование изделий для воспроизведения украинского быта. Посуда (лепка)

 

Цель: совершенствовать умения и навыки лепки; учить подмечать внешнее строение изделия, пропорционально делить пластилин для лепки главных частей изделия; развивать познавательные интересы учащихся; воспитывать аккуратность, художественный вкус.

Оборудование: пластилин; палочки; дощечки; тряпки; иллюстрации украинской хаты и предметов быта: мебели, посуды, полотенец.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Поздравления.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Упорядочение рабочего места.

 

II. Новый материал

1. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня у нас будет очень интересный урок. Посмотрите, как убран наш класс. Что он вам напоминает? Да, он похож на украинскую хату. Здесь есть и полотенца, и вышиванки, и посуда, и мебель. Все подобраны в соответствии с украинских традиций. Изготавливать мы сегодня будем посуда. Попробуем вылепить украинские глечики, миски, которыми пользовались еще наши бабушки и дедушки.

2. Вступительная беседа.

- Украинское народное жилье в течение времени менялось и развивалось. Но неизменными оставались глиняные хаты, покрытые крышей. Вблизи жилища располагались различные хозяйственные постройки: сараи, амбары, хлева. В каждом дворе были колодец и летняя кухня.

Внутреннее оборудование жилья было очень простым. Оно состояло из деревянных скамеек, полок, глинобитной лежанки. Вблизи входа располагалась печь. Против нее располагался красный угол, где стояли стол или сундук, лавки. Здесь висели украшенные рушниками иконы. На скамьях и на полу были салфетки, домотканые дорожки и ковры.

Рядом с печью висела полка для посуды, где стояла ведерка, висел кружку, горшки и миски с чашками.

- Отгадайте загадки.

• Из глины родился,

На кружалі вертелся, на огне пікся,

На базаре побывал,

Людей накормил. (Горшок)

• Хваткий и бойкая тетя

Покружилась в доме быстро

В веселом танце, -

Пыль все на помойке. (Метла)

• Она - душа в каждой хате,

Живет тогда, когда огонь пылает.

На хлеб с ней мы богаты,

Теплом нас согревает. (Печь)

• В круглім ставку хвостатая

Утка ныряла,

Пока всю воду не вихлюпала. (Ложка)

 

III. Демонстрация и анализ образца

1. Инструктаж учителя.

Кувшин

• Облепите палку пластилином (большую часть палки оберните бумагой, чтобы ее легко было вытащить).

• Вытащите палку.

• Разровняйте края кувшина.

• Прикрепите ручку.

• Высушите.

• Загрунтуйте.

• Разрисуйте красками.

Чашка

• Скатайте из пластилина низкий цилиндр.

• С помощью острой палочки извлеките пластилин с середины, придайте форму чашки.

• Скатайте полоску (жгутик).

• Прикрепите к чашке ручку.

• Высушите.

• Загрунтуйте и разрисуйте красками.

Миска. Тарелка

• Виліпіть корж.

• Углубите среднюю часть, заокругліть ее.

• Края отогните в стороны и стоншіть.

• Виліпіть миску или тарелку.

• Просушите.

• Загрунтуйте.

• Раскрасьте.

Декоративный кувшин

• Виліпіть 4 полоски (жгутики): носик (1), ручка (1), ободки подставки и горловина (2).

• Сделайте два кольца средних размеров (горловина и подставка).

• Виліпіть кольцо большего размера.

• Соберите. До большого кольца прикрепите средние кольца.

• Оберните жгутами горловину и подставку.

• Прикрепите носик и ручку.

• Просушите.

• Загрунтуйте.

• Раскрасьте.

Кувшин из жгутиков

• Скатайте шарик и сдавите ее в лепешку, используйте как днище.

• Заготовьте жгутики разной длины. Используя жгутики, соберите кувшин с рисунком.

• Разгладьте поверхность кувшина.

• Прикрепите ручку.

• Выполните отделку.

 

Кувшин

 

 

image112

Декоративный кувшин

 

image113

Кувшин из жгутиков

 

IV. Физкультминутка

Мы с вами немножко потрудились,

И, наверное, все вы уже устали.

Теперь пришло время отдыха,

Мы проведем фізкультхвилинку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали в круге мы кружлять.

Покружили, разошлись.

Ни на кого не смотри,

А работой займись.

 

V. Практическая работа учащихся

Работа распределяется между членами группы. Дети выполняют задание, соблюдая правила гигиены.

 

VI. Выставка и оценивание работ

1. Анализ образца.

- Похожи ли ваши работы на образец?

- Вы допускали ошибок во время изготовления?

 

VII. Итог урока

- Какую коллективную работу мы выполняли на уроке?

- Как вы себе представляете украинскую хату?