РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО
УРОК 34. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Ожидаемые результаты: ученик называет составляющие социальной сферы; характеризует уровень развития отдельных отраслей и их проблемы; сравнивает уровень развития социальной сферы в Украине и других странах; оценивает влияние социальной сферы на эффективность национальной экономики и удовлетворение духовных и социальных потребностей населения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник географии, атлас, схема «Социальная сфера».
Опорные понятия: социальная сфера, сфера услуг, товары народного потребления, уровень жизни населения, потребительский рынок.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Формирование развитой, социально ориентированной экономики предполагает существование системы мероприятий, способствующих росту благосостояния, уровня и качества жизни населения. Условия для организации основных видов деятельности человека, в том числе трудовой, бытовой, духовной, создают отрасли социальной сферы.
II. Актуализация опорных знаний
- Какие виды товаров народного потребления производит легкая промышленность? машиностроение?
- Какие услуги оказывают учреждения здравоохранения?
- Какие учреждения культуры вы знаете?
- Для чего нужны жилищно-коммунальные службы?
III. Изучение нового материала
1. Отрасли социальной сферы, их значение
Две группы: первая - обеспечение физических и интеллектуальных потребностей людей, духовное обогащение личности, вторая - обеспечение физиологических потребностей людей, а также материальные и бытовые условия их жизни.
Составление схемы состава социальной сферы
В экономическом плане отрасли социальной сферы необходимые для воспроизводства рабочей силы. Их социальное значение определяется необходимостью всестороннего и гармоничного развития личности.
2. Цели социальной политики в отношении отдельных отраслей социальной сферы
Отрасль социальной сферы |
Цели социальной политики |
Охрана здоровья |
Укрепление здоровья людей, увеличение долголетия. Удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, оказании лечебно-профилактической помощи. Выполнение мероприятий по внедрению медицинских стандартов, преодоление социальных диспропорций в оказании медицинской помощи.
Обеспечение защиты людей, пораженных радиацией, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДОМ. Повышение уровня медицинского контроля условий труда и быта людей |
Образование |
Развитие и саморазвитие личности, связанные с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.
Создание системы непрерывного обучения, формирование личной мотивации к совершенствованию знаний. Возрождение традиций украинской национальной школы |
Культура и искусство |
Создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранения и использования культурных ценностей, эстетическое воспитание людей, организация специального образования, отдыха и досуга граждан |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Обеспечения нормальной деятельности систем жизнеобеспечения жилых домов и предприятий коммунальной собственности.
Реконструкция и обновление жилья, его материально-техническое обеспечение. Повышение качества коммунальных услуг |
3. Проблемы развития социальной сферы
IV. Закрепление материала
- Какие отрасли входят в состав социальной сферы? Приведите примеры отраслей, удовлетворяющих физические и интеллектуальные потребности людей.
- Почему уровень развития большинства отраслей социальной сферы отстает от требований общества? С чем связаны различия в обеспечении товарами широкого потребления и услугами различных слоев населения?
- Докажите, что инвестиции в социальную сферу способствуют экономическому росту страны.
- В последнее время распространяется предоставления финансовых услуг. Какие виды этих услуг вы знаете? Какие заведения предоставляют?
V. Домашнее задание
Для записей: