Последовательность подготовки речи
Правила классической
риторики предусматривают определенную последовательность действий, по которой нужно готовиться к
публичного выступления. По этому принципу правила делятся на пять разделов: інвенція - отбор материала для речи,
диспозиция - расположение материала,
елокуція - словесное оформление
текста, мемория - запоминания,
и акціогіпокризис - произнесения,
инсценировка речи. Непосредственно создание текста касаются только первые три
разделы, но и два последние не менее важны для успешного выступления.
Інвенція
Готовя речь,
нужно прежде всего выбрать тему и цель, после чего можно начинать подбор
риторических средств, которые помогут достичь этой цели. На этапе инвенции и
происходит выбор темы, цели и доказательств, которые могут доказать слушателям нужную
мнение. Інвенція включает три вида средств убеждения: нрав, страсти и
аргументы.
Удача - это впечатление, которое хочет
произвести выступающий на слушателей. От того, какой образ сложится у оратора
сознания слушателей, зависит их доверие к его словам, а следовательно, и возможность
убедить аудиторию, т.е. достичь цели речи.
Оратор во время
выступления должен продемонстрировать качества, которые утвердят его авторитет в аудитории.
К таким качествам обычно относят осторожность, серьезность, надежность,
скромность, уважительное отношение к слушателям. Но они могут варьироваться
в зависимости от цели речи и того, к кому и в какой ситуации она обращена:
некоторых ситуациях смелость, готовность к решительным действиям вызывает большее уважение
к говорящему, чем осторожность. Выявить нужные черты оратор может, выражая
собственное мнение.
Страсти - это и эмоциональная
реакция, которую автор хочет вызвать у слушателей во время речи. Эмоции могут
быть и положительными, и отрицательными, ведь в обоих случаях они помогают
влиять на человека, побудить его к определенным действиям. Этом средства убеждения
уделяли внимание как античные теоретики красноречия, так и авторы учебников
риторики более поздних времен. Так, в «Риторике» Аристотеля подробно рассматриваются
особенности человеческой психологии, которые могут помочь риторові повлиять на
слушателей: чтобы склонить мнение аудитории, оратор своими словами пытается вызвать
радость, сожаление, сочувствие, стыд, гнев, честолюбие, патриотические чувства.
Например. Джованни Бокаччо, начиная «Декамерон», определяет своей основной
аудиторией женщин и обращается к их сочувствие, которое, по мнению автора, является
главной их чертой. Чтобы поощрить к чтению книги, автор обещает читательницам
после недолгого сожаления утешение и радость.
«Как іздумаю я себе,
прекрасные дамы, какие вы все отродясь сердобольные, то вижу уже загодя, печальным и
невеселым кажется вам почин отсієї книги, таким-потому что действительно есть воспоминание о былом
печальную поветрие... И не хотел бы я опрометью одстрашити вас от дальнейшего чтения;
не гадайте, что ждут вас здесь одни только вздохи и слезы. Сей ужасный
начало будет вам будто путникам гора крутая да обрывистая, а за той горой
лежит красивая-распрекрасная долина, и тем она любіша, чем тяжелее было на гору
п'ястися и с горы зіхо-дить. И как за весельем грусть наступает, так за горем
радости тропе идут. За сиею короткой печалью ... скоро наступит радость и роскошь,
что я впереди обещал...»
Основным средством убеждения
в риторике есть аргументы. В отличие от нравов и страстей, они обращены к
ума.
Аргументом в риторике
называется форма рассуждения, цель из известных положений вывести новое.
Те части суждения-аргумента, которые содержат уже известную информацию, называют
основаниями, а новое положение, что из них следует, - заключением.
В зависимости от
количества оснований и видов связи между ними отделяют различные виды
аргументов. Вот основные из них.
Силлогизм - это аргумент, в котором
вывод следует из двух взаимосвязанных предпосылок. Такой вид аргумента есть
наиболее характерным для научного доказательства.
Например. Подобное суждение мы можем предпринять в решении задачи по геометрии.
(1) По условию
задачи треугольник ABC - прямоугольный с прямым углом А; (2) по теореме Піфаго-ра
квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. (3)
Итак, ВС2 = = АВ2+АС2.
В этом суждении
(1) и (2) - основания, из которых следует вывод (3).
Ентимема - это сокращенный
силлогизм, в котором одно из оснований не выражается через его очевидность.
Предположив, что мы хорошо знаем теорему Пифагора, вместо фразы, приведенной как
пример силогизма, можно принять ентимему:
Треугольник ABC -
прямоугольный с прямым углом А, следовательно, ВС2 = АВ2+АС2.
Вот пример более
развернутой ентимеми, принятой в литературной речи.
Итак, поскольку наша
литература становится наконец на свой "собственный путь развития", постольку
перед нами стоит такой вопрос: на какую из мировых литератур она должна взять
курс? (По М. Волновым)
Пропущенный цель
можно играть так: каждая литература, которая только становится на свой путь, должна
ориентироваться на литературу более развитую.
Епіхерема - это развернутый
силлогизм, который используется в красноречии. В аргументах этого вида, как и
в силогізмах, вывод следует из двух взаимосвязанных предпосылок, но они
выраженные развернутыми высказываниями.
(1) Благословенны
те, что по доброй воле живут с ближними искренне и добропорядочно, (2) ибо если добрых
дел делать не будем, вера наша без них будет мертвой; (3) вера же, сама будучи
мертвой, не может оживить и спасти нас (С христианской проповеди).
В этом предложении
первая часть является выводом из суждения (2) и (3).
Сорит - это цепочка
связанных между собой суждений, в котором каждое следующее суждение вытекает из
предыдущего.
Например. Верующий человек чтит Бога; тот, кто чтит Бога, чтит его заповеди;
одна из заповедей - милосердие к ближнему; милосердие предотвращает преступлений,
облегчая страдания и нищету; предотвращение преступлений служит интересам государства.
Итак, верующий человек служит интересам государства (По Н. Безменовою).
Еще один из
основных видов аргумента - это дилемма, разновидность силогизма, основания которого
противоположными по смыслу и отрицают друг друга. Как пример дилеммы
привести следующее суждение:
Каждое государство заботится
о свое вооружение, чтобы защитить мирную жизнь своих граждан. Но чрезмерная
количество оружия лишь способствует жестокости войн. То стоит ли изготавливать орудия
войны, чтобы защитить мир?
Диспозиция
Диспозиция в
классической риторике - это искусство организации сообщения. Этот раздел включает
правила расположения в речи материала, подобранного на этапе инвенции. Доклад
по правилам классической риторики должно состоять из трех основных частей: вступления,
подтверждения и завершения. Вступление может быть простым, или подчеркнуто торжественным
эмоциональным. Подтверждение - это часть речи, в которой разворачиваются основные
аргументы; в последней части речи - завершении - делается вывод из
аргументации.
На современном этапе
развитию красноречия требования к структуре текста остаются такими же.
Любая речь состоит из вступления, основной части и выводов.
Начиная речь
со вступления, говорящий должен установить контакт со слушателями, заинтересовать их и
привлечь их внимание, а также кратко изложить тему выступления и объяснить распределение
его на отдельные вопросы. Вступление должно быть обращенным к слушателям, тогда как в
завершении оратор полностью сосредотачивается на сути проблемы, изложенной в
выступлении.
В основной части
оратор раскрывает тему выступления. Для лучшего восприятия тему целесообразно
разделить на отдельные вопросы. Раскрыв каждый из этих вопросов, нужно сделать
аргументированные выводы. Чтобы понятно и исчерпывающе донести суть речи к
слушателей, стоит вести рассказ от простого к сложному. Все сроки и
понятия, которые могут быть непонятны слушателям, необходимо объяснить. В зависимости
от вида речи можно пользоваться различными видами изложения: описание - рассказ
о свойствах предмета или явления; рассказ о событиях - способ изложения, который
целесообразно использовать в популярной лекции, потому что таким образом легче привлечь
внимание слушателей; доведение определенного утверждения с помощью аргументов позволяет
сделать повествование более объективной.
Окончание выступления
обычно предполагает обобщение основных мыслей и подведения итогов.