Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Раздел 5.

 

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

5.7. Социальный прогресс и регресс

Под прогрессом (лат. progressus движение вперед, успех) обычно понимают тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее усовершенствованного к более усовершенствованного. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, ее отдельных элементов, структуры и других параметров объекта, что рассматривается. Понятие прогресса соотносится с понятием регресса.

В отношении общества эта проблема встала в определении направления его развития: это развитие по восходящей линии, по нисходящей, здесь все происходит на одном уровне (ингресс) - ни подъема, ни уменьшение жизненных сил общества (Г. Грот).

Отметим, что идея прогресса и регресса рассматривается еще в древнем мире. Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она изображается либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеет в виду не имманентный процесс, а движение к какой провіденціалістської цели, которая находится за пределами действительной истории. Позже в разных вариантах, лишенных теологических расцветок, идея прогресса активно обсуждается в последующих исторических периодах Д. Вико, Ж. Кондорсе, Ж. Руссо, И. Гердером, Г. Гегелю, В. Контом, Г. Спенсером, Л. Гумпловичем, К. Марксом, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, М. Гротом, М. Ковалевским, М. Грушевским, М. Шаповалом и др. О. Копт, например, усматривал социальный прогресс прежде всего в росте уровня знаний/ а Г. Спенсер в росте социальной неоднородности. Марксизм рассматривал как закономерный переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высшей, которая все больше освобождает личность от зависимости от ее стихийных сил природы и общества. Е. Дюркгейм ставил социальный прогресс в зависимость от перехода к "органической" солидарности от "механической".

Сложным оказалось вопрос о критериях социального прогресса и соотношение объективного и субъективного в них, который по-разному решается многими исследователями. Часть ученых вообще не признавала социальный прогресс (Г. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), рассматривая историческое развитие не как однолинейный и однонаправленный (поступательное), а как многолинейный, не зависим друг от друга, параллельном движении особых "культурно-исторических типов" обществ. Некоторые изображали историю как циклическое движение по кругу, как хаотичный или флуктаційний, маятниковое движение.

Социология XIX в. в большей степени основывалась на представлении о существовании прогресса, который ассоциировался с процессом индустриализации. Представлялось, что технологическое развитие должно вести к положительным изменениям в материальном благополучии и проявляться в улучшении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни. Ход индустриализации также представлялся с расширением прав гражданства, развитием законности и образования. Прогресс виделся как социальное проявление ума, знания и технологии. Однако, мировые войны, а также становления фашизма, тоталитаризма в XX в., привели к потере социологами веры в прогрессивную природу индустриального общества. Традиционные концепции прогресса оказались не способными ответить на три фундаментальных вопроса, связанных с социальными изменениями:

1) каким социальным группам прогресс выгоден;

2) кто способен определить, что считать прогрессивным;

3) кто имеет право решать, какие индивидуальные или социальные расходы являются целесообразными для достижения того или иного уровня прогресса.

Сейчас существует не одна, а несколько концепций общественного прогресса, каждая из которых по-своему толкует его природу. В основном здесь противоборствуют идеи экономического, технологического и культурологического детерминизма. Реалистичное представление и объяснение истории и общественного прогресса предполагает диалектическое учета всех типов детерминизма.

В современной социологии социальный прогресс связывается чаще всего с движением от аграрного общества к индустриальному и от него к постиндустриальному.

В совокупности критериев и отличительных признаков общественного прогресса прежде всего следует назвать такой технический показатель, как совершенствование орудий труда и средств производства, что в конечном счете признается как прогресс техники. Последний сопровождается сохранением традиционных способов деятельности, накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса, в строительной, военной, сельскохозяйственной технике и т.д.

Общественный прогресс масс как всеобщее проявление (в частности, общий прогресс человечества к его общей цели - создания всемирно-цивилизованного населения), так и правовые моменты такого проявления, носят или региональный характер (когда, скажем, речь идет о конкретном общество некоторой страны или группы стран), или характеризующих отдельные сферы общественной жизни (прогресс в области образования, науки).

Следует заметить здесь, что предыдущие формы общественного развития не исчезают полностью, а если бы встраиваются в структуру современного общества и долгое время сосуществуют. Известно, что различные формы организации политического, хозяйственного, семейного и других сфер социальной жизни долгое время сохраняются и взаимодействуют между собой на разных этапах общественного развития. В наше время, когда, например, рыночные отношения являются господствующими в мире, разные страны стоят на разных ступенях экономического развития. Одни страны считают себя постіндустріальними, а другие только достигают своего индустриального состояния.

Социальный прогресс отражает общую линию развития общества, не исключает возможность временных и частичных исторических поворотов, изломов и зигзагов, застоев, тупиковых ситуаций и даже отступных движений, гибели отдельных цивилизаций и т. д. Только старый традиционный, затасканный эволюционизм мог подавать ход истории гладкой, ровной, непрерывно восходящей линией развития.

Понятие регресса означает противоположный прогрессу процесс движения от высшего к низшему, деградация. Он, как правило, охватывает не все общество, а лишь отдельные его сферы (экономическую, техническую, культурную, моральную и т. д.). Он может быть быстрым или длительным, изменчивым или обязательным, менять судьбу людей одного поколения или даже нескольких поколений. Регресс, поражающее отдельные социальные институты, структуры, не останавливает общее развитие общества по восходящей линии к непрерывному совершенствованию своей организации. Так было во втором тысячелетии, так будет и в наступающем третьем тысячелетии, к которому мы подошли вплотную.